Оказавшись в пустынных, похожих на иную планету или Луну пейзажах современного Западного Тибета в районе Занды, мало кто поверит, что когда-то здесь существовало могущественное государство, важная точка на торговом пути между Тибетом и Индией, Гуге (тиб. གུ་གེ་རྒྱལ་རབ་ ; кит. 古格王国). Пустынные выжженные солнцем равнины когда-то орошались с помощью ирригационных систем, здесь процветало земледелие, жили люди, строили города и величественные храмы. Сегодня не так много сохранилось от погибшей цивилизации, но даже то, что еще можно увидеть, поражает воображение!

Основные два места, которые посещают туристы в Гуге, – это Тхолинг и Цапаранг, хотя так далеко на запад в Тибете добираются совсем немногие. Тхолинг и Цапаранг были когда-то крупнейшими городами. Монастырь Тхолинг был центром тибетского буддизма, а Цапаранг – это город-крепость, построенная на высокой скале в 9 веке. Оба они расположены в долине реки Сатледж (Лангчен Цанпо), которая течет от самого Мансаровара и дальше в Индию.

Пейзажи царства Гуге

Пейзажи царства Гуге

Добираются в Гуге через современный городок Зада (Дзада) или Занда (Дзанда). Здесь можно остановиться на ночлег или на обед, это отличная база для исследования руин древнего царства. Монастырь Тхолинг расположен практически в пригороде этого небольшого города. До Цапаранга ехать на запад всего 18 километров. Обычно на посещение царства Гуге закладывают 3 дня и больше, так как только дорога сюда от Дарчена обычно занимает два дня туда-обратно.

По дороге в Гуге

По дороге в Гуге

Занда རྩ་མདའ་ 札达 (3760 метров над уровнем моря)

Городок, расположенный на дороге из Дарчена в Али – примерно посередине. Из Дарчена, как и из Али до Занды примерно день пути по непростой дороге. За въезд на территорию заповедника сейчас взимается плата – 200 юаней за посещение Тхолинга и Цапаранга, билет также включает пещерные комплексы в Дункаре и Пиянге.

Монастырь Тхолинг, первая столица Гуге, находится совсем рядом с современным поселком Занда, где можно остановиться на ночлег, или точнее, Занда была построена при монастыре. От Занды же сворачивает на север дорога в Дункар и Пиянг. Цапаранг расположен от поселка всего в 18 километрах. Весь городок – это несколько отелей, кафе (в том числе и уйгурское), магазинов, две военные базы. В поселке есть банкомат (принимает не все иностранные карты), а также несколько платных душевых и прачечная.

Монастырь Тхолинг, Гуге

Монастырь Тхолинг на закате, Гуге

На посещение Тхолинга стоит заложить хотя бы пару часов. Если у Вас больше времени – оставайтесь ночевать в Занде, чтобы полюбоваться монастырем на закате. Для тех, у кого времени больше – руины к югу и юго-востоку от города: разрушенные монастырские стены, ступы и пещеры.

К востоку от Тхолинга – недавно восстановленный Чортен Серкханг. Точно такой же стоит на западе городка. И длинный ряд ступ уходит от монастырских стен к реке, – обойти их все очень стоит на закате, вслед за тибетскими паломниками, совершающими кору.

Из Занды можно посетить:

Монастырь Тхолинг

Цапаранг

Пещерные комплексы Дунгкар и Пиянг

История царства Гуге

Королевство Гуге появилось в 9 веке нашей эры, основано оно Ньямгоном, внуком Лангдармы, последнего правителя Тибетской империи. Лангдарма был противником буддизма. Пытаясь восстановить на территории своей империи религию Бон, он уничтожал буддийские книги, уродовал памятники, убивал монахов. Во время этих религиозных гонений бежал на запад и Ньямгон со своим небольшим войском. Сперва он обосновался в районе современной границы с Непалом, женился на дочери местного правителя, но после смерти Лангдармы, который не оставил наследников, и распада империи, вернулся в Тибет и основал свое собственное королевство западнее Кайлаша. Этот регион Тибета был обитаем и ранее – по некоторым сведениям здесь селились уже во 2 веке н.э., но именно как Гуге регион превратился в мощную цивилизацию. Археологи 20 века после обнаружения останков Гуге нашли здесь много семян злаковых растений, что свидетельствует о развитом сельском хозяйстве, орудия труда, оружие. Выкованные здесь доспехи в свое время славились по всему региону. Царство было когда-то огромным, захватывая даже территории современного Кашмира.
К 10 веку царство Гуге достигло своего расцвета: торговля здесь процветала. Король Еше О начал активную деятельность по культурному обмену с Индией. Молодой монах Рингчен Зангпо (958-1055) был послан в Индию учиться и вернулся спустя 17 лет, став впоследствии одним из величайших в Тибете переводчиков с санскрита и ключевой фигурой в процессе возрождения буддизма в Тибете после гонений Лангдармы.

Царапанг, Гуге

Цапаранг, Гуге

Стараниями Рингчена Зангпо было построено 108 монастырей по всему западному Тибету, Ладакху и Спити, включая монастыри Табо в Спити и Алчи в Ладакхе. И из них два из самых значимых были Цапаранг и Тхолинг. Он же пригласил Кашмирских мастеров, которые расписали стены фресками, которые можно увидеть там и по сей день. Монастыри в Тхолинге и Цапаранге были так влиятельны, что Кашмирская художественная традиция оттуда распространилась по всему Тибету.
Еще одна заслуга Рингчена Зангпо, хотя бы частично – это приглашение в Тибет Атиши, известного бенгальского ученого и еще одну ключевую фигуру в возрождении буддизма в Тибете. Три года жил Атиша в монастыре Тхолинг прежде чем последовать дальше в Центральный Тибет.

Царство Гуге пережило непростые времена в 13-14 веках, во время гегемонии школы Сакья в Тибете: последователи этого учения активно занимались политикой с целью объединения Тибета в единое теократическое государство. В конце 14-15м веках после заката Сакьи Гуге снова расцвело под властью короля Намгъялда и его сына Пунцога. Последний и перенес столицу в величественный Цапаранг в долине реки Сатледж. Он же построил в Цапаранге нижний монастырь Лотенг и верхний монастырь Дретенг, также при нем были построена и расширена сеть подземных ходов и тоннелей в скале. При его приемниках Гуге процветало и множество новых храмов строилось в столице.

Развалины Царапанга

Развалины Цапаранга

Конец пришел всего 100 лет спустя, в начале 17 века. До сих пор неизвестно, что послужило причиной смерти великой цивилизации. Одна из основных версий на данный момент гласит: в 1626 году в Тибет прибыли первые европейцы – португальские миссионеры. Их встретили радушно, а царь даже позволил построить в Цапаранге католическую миссию. Эта миссия и послужила предлогом для восстания несколько лет спустя, когда брат царя, настоятель монастыря Тхолинг, решил завладеть престолом. Царя обвинили в предательстве буддизма, повстанцы нашли помощь у правителя Ладакха, который послал военные силы в Гуге. Армия королевства была разбита, столица осаждена. Судя по всему, Цапаранг так и не был взят штурмом, но выдержал длительную осаду. По разным версиям король Гуге либо сдался в плен, чтобы спасти своих людей, и всю жизнь доживал в ладакском плену, либо бросился со скалы, окончательно осознав свое бедственное положение. Как бы то ни было, но во взятый город никогда больше не вернулись жители – и это и есть главная загадка гибели Гуге: почему процветающие земли не заселились снова? Что еще случилось в те трагические дни? Брат короля так и не получил престол, по распространенной версии его убили свои же союзники – ладакцы.

В середине 20 века пришедшие в Тибет китайские военные обнаружили в Цапаранге целую пещеру обезглавленных тел – благодаря сухому горному воздуху они хорошо сохранились. Предполагают, что это останки тех, кто был взят в плен ладакцами после падения Цапаранга.

В конце 17 века земли Гуге были освобождены от Ладакского владычества войсками Далай Ламы V и снова присоединены к Тибету, а на месте разрушенных городов основывались монастыри. Так снова ожил монастырь Тхолинг, вновь став центром буддийского искусства. Цапаранг же был заброшен и забыл на долгие годы, пока о нем на весь мир не рассказал итальянский археолог Джузеппе Туччи. Он же оставил обширный фотоархив, позволяющий нам увидеть, как выглядели города в начале 20 века.

Во время культурной революции Тхолинг, будучи действующим монастырем, сильно пострадал. Цапаранг же почти не тронули, так как это к тому времени был просто разрушенный пустой город. Однако большая часть буддийских статуй была в те времена утрачена.