Многие из приезжающих в Тибет, кто не очень знаком с тибетским буддизмом, сильно удивляются, впервые увидев гневные изображения различных божеств. Спрятанные в темных храмах, окруженные тяжелыми пьянящими ароматами, эти изображения могут показаться неискушенному человеку полной противоположностью тому, как на Западе изображают буддизм. С этих пугающих статуй и картин божества глядят на нас выпученными глазами, скалят зубы в зловещих гримасах и высовывают языки. Одетые в человеческую кожу и кости, украшенные черепами и отрубленными головами, они сжимают огненные мечи.

Гневные божества совсем не похожи на мирных будд и бодхисаттв, которых представляет себе обычный человек при слове «буддизм». В итоге незнакомый с тибетским буддизмом человек может подумать, что ему присущи жестокость и демонические черты. Буддизм к тому же часто изображается на западе как атеистическая религия, сосредоточенная на медитации. Из-за этого многие удивляются, узнав, как много усилий тратится ежедневно тибетцами на поклонение местным богам и попытки умиротворить их.

Ритуальный барабан с изображением гневного божества

Ритуальный барабан с изображением гневного божества

Многие из этих божеств с их разъяренным видом пришли в Тибет из индуистского пантеона. Другие же, например, божества гор, – это изначально местные тибетские божества, вошедшие в буддийский пантеон с приходом буддизма в Тибет. При этом разгневанный вид этих богов – вовсе не свидетельство их злобы и демонической природы. Напротив, этот гнев направлен против врагов буддизма и тех аспектов человеческой натуры, которые ведут к продолжению страдания.

Очень важно понимать, что божества в буддизме – это не боги в христианском или древнегреческом смыслах. Все трансцендентальные или «божественные» существа в буддизме – это воплощение различных состояний ума.

Среди гневных божеств в тибетском буддизме есть защитники учения, божества медитаций и гневные мирские божества-хранители местности.

Статуя Палден Лхамо в Храме Джоканг в Лхасе

Статуя Палден Лхамо в Храме Джоканг в Лхасе

Гневные йидамы или божества медитаций (тиб.: ཡིད་དམ་ yid dam)

За их свирепым видом на самом деле скрывается великодушие и сострадание просветленных существ. Эти яростные фигуры – на самом деле Будды, принявшие такой вид, чтобы противостоять невежеству и желаниям, которые являются основополагающими препятствиями на пути к просветлению. Из-за того, что эти Будды пребывают в такой манифестации, участие в обрядах, посвященных им, возможно только для тех, кто развил в себе истинное понимание базовых принципов, лежащих в основе тибетского буддизма, а именно, мудрости и сострадания. Буддисты, встающие на путь тантры, медитируют на этих божеств с целью умственного слияния с ними во время медитации, с помощью чего происходит трансформация ума медитирующего и последующее достижение просветления. К таким божествам относятся Ваджрабхайрава, Херука, Хеваджра, Чакрасамвара и другие.

Чакрасамвара и Дордже Пакмо

Чакрасамвара и Дордже Пакмо

Дхармапалы – Защитники Учения (тиб.: ཆོས་སྐྱོང chos skyong)

Дхармапалы – гневные божества, которые защищают Учение Будды и каждого практикующего буддиста. Группа дхармапал в буддийском пантеоне разграничена нечётко, поэтому среди них есть йидамы, дакини, а также местные божества- хранители местности. В классической классификации есть 8 основных дхармапал: Ямантака, Хаягрива, Махакала, Палден Лхамо, Джамсаран, Кубера, Яма и Пехар. Также к Дхармапалам относятся Экаджати и Дордже Легпа. Это защитники буддийского учения и его последователей. И они выполняют свои обязанности не с ненавистью, как может показаться, но с побеждающей мудростью, приходящей вместе с просветлением. Практикующий буддист может установить связь с одним из этих божеств в качестве своего личного защитника, который уничтожит препятствия и поможет не сбиться с пути обретения просветления. Буддийские институты, например, монастыри, также могут иметь одного из таких защитников. Обычно это защитник, с которым имел отношения лама-основатель монастыря. Практики-садханы, посвященные такому защитнику, проводятся в особой части монастыря, называемой гонканг. Это, как правило, затемненные святилища, украшенные антикварным оружием и шкурами животных: тигриными, змеиными и другими. И вход туда может быть разрешен далеко не всем посетителям.

Ямантака - йидам и дхармапала

Ямантака – йидам и дхармапала

Гневные мирские божества (тиб.: འཇིག་རྟེན་པའི་ལྷ ‘jig rten pai lha)

Неровности Тибетского горного ландшафта служат домами местным божествам и духам. Эти божества имеют свою иерархию, подобную человеческому обществу. “Юллха” – божества местности. Подношения этим божествам местности часто оставляют на вершинах горных перевалов. Ниже этих божеств в иерархии находятся божества, живущие в деревьях и скалах, которые могут взаимодействовать с человеком. И наконец, «лу» или наги, водные духи, населяющие родники и озера. Тибетцы верят, что эти духи охраняют сокровища. Мирские божества и духи не достигли просветления и поэтому не могут предоставить буддисту духовного убежища. Однако этим божествам также необходимо выказывать уважение, поэтому в местах их обитания часто устраивают небольшие святилища. К этой категории божеств относятся также духи гор, например, Мийо Лансангма – одна из пяти сестер долгой жизни, божество горы Эверест или Мачен Помра – дух горы Амнье Мачен в Восточном Тибете и другие. Далеко не все мирские духи-защитники местности представлены в гневной форме. В то же время уже достигшие просветления дхармапалы также могут выступать в роли защитника той или иной территории.

Дверь в гонканг в монастыре Пелкор Чоде, г. Гьянце

Дверь в гонканг в монастыре Пелкор Чоде, г. Гьянце

Четкой и единой иерархии гневных божеств в тибетском буддизме не существует. Большинство будд, божеств и бодхисаттв буддийского пантеона находятся на уровне Самбхогакаи («божественное тело будды») и недоступны непосредственному восприятию обычного человека. Их изображения являются символическими и несут определенные воспитательные функции. Они воплощают собой духовные идеалы, способствуют развитию более высокой медитативной концентрации, указывают на негативные стороны человеческой натуры, с которыми следует бороться. Все изображения трансцендентных божеств – это не объекты для поклонения, а инструменты для медитации и саморазвития, которые выступают в роли моста между обыденным состоянием сознания практикующего и высшим, просветленным состоянием, которого практикующий желает достичь.