Бон — это коренная духовная традиция Тибета, которая доминировала в Гималайском регионе до прихода и утверждения буддизма. С постепенным распространением буддизма в Тибете число последователей бон значительно уменьшилось, но и в настоящее время бон имеет свою активную общину как в Тибете, так и за его пределами.

Основателем религии бон является Тонпа Шенраб Мивоче. Точные даты его жизни не установлены, но тибетцы и различные исследователи предполагают, что он жил от 15 до 30 тысяч лет назад. В исторических источниках, за исключением самих бонских религиозных текстов, имя Тонпа Шенраб Мивоче фигурирует в свитках 9 века, обнаруженных в пещерах Дуньхуан.

Статуя Тонпа Шенраба в монастыре Гаруды в Трике, Амдо

Статуя Тонпа Шенраба в монастыре Гаруды в Трике, Амдо, Восточный Тибет

Согласно мифам и сказаниям, Тонпа Шенраб жил в духовно совершенном месте Олмо Лунгринг (Олмо Лунг Ринг), куда могли попасть только просветленные существа. В центре Олмо Лунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. По многим описаниям это напоминает священную гору Кайлас, и многие последователи религии бон на западе полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. Но в бонских текстах есть свидетельства, что гора Кайлас была центром реально существовавшего на нашей земле царства Шанг Шунг (Шангшунг), в то время как гора Юндрунг Гуцек была центром райской земли Олмо Лунгринг, куда можно попасть только путем духовного совершенствования. А к горе Кайлас может попасть любой обычный человек. Однако также существуют версии, что Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа и в конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса.

В бонских текстах есть сказания о предыдущих воплощениях Тонпа Шенраба.

Давным давно в райских небесах Сидпа Йесанг у отца Сидпа Триод и матери Кунще было три сына: Дакпа, Салва и Шепа. По окончанию обучения бонским доктринам у известного мудреца Тобумтри Локги Чечена сыновья отправились к Богу Сострадания Шенлха Одкару и спросили как они могут помочь живым существам избавиться от страданий и достичь просветления. Шенлха Окар посоветовал им воплотиться в мире людей в три разные эпохи: эпоху прошлого, настоящего и будущего. Следуя совету Бога Сострадания, старший брат Дакпа родился в прошлой эпохе и был известен под именем Тонпа Тогьял Екен. Средний брат Салва родился в настоящую эпоху под именем Тонпа Шенраб Мивоче. А младшему брату суждено явится в будущей эпохе под именем Тхангма Медон.

Средний брат Салва принял форму кукушки синего цвета и вместе со своими учениками Мало и Юлу отправился на вершину горы Меру. Стоя на вершине горы, он выбрал своих будущих родителей, а также время и место рождения. Так, Тонпа Шенраб Миво родился в месте Барпо Согьед в центре Олмо Лунг Ринга на рассвете дня полнолуния первого (по другим данным — восьмого) лунного месяца в год деревянной крысы по тибетскому календарю.

Ступа в бонском монастыре Нанщик в Амдо, Восточный Тибет

Ступа в бонском монастыре Нанщик в Амдо, Восточный Тибет

Тонпа Шенраб был принцем, женился молодым и имел 8 сыновей и 2 дочери. В возрасте 31 года он стал монахом и посвятил свою жизнь распространению учения бон. Но его деятельности все время мешал злой дух Кхьябпа Лагринг. Однажды этот дух украл лошади Тонпа Шенраба и отвел их в долину Конгпо в Центральном Тибете. Тогда Тонпа Шенраб выпустил стрелу, чтобы проложить путь через горы. Это действие стало известно как “путь стрелы света” или Осер Да Лам. Прибыв в долину Конгпо, он усмирил местных злых духов, населявших Тибет и благословил гору, которая стала известна под названием гора Бонри или Конгпо Бон Ри. В настоящее время эта гора является священной для последователей религии бон, которые совершают коры (ритуальные обходы) вокруг этой горы против часовой стрелки. На скалах этой горы можно увидеть самопроявленные изображения божеств и слоги мантр. По центру горы Бонри располагается священная скала “Сердце Кунту Зангпо”, вокруг которой расположены 5 пещер, благословленных самим Тонпа Шенрабом. Четыре пещеры расположены по одной на каждой стороне светы, а пятая — между ними по центру. Говорят, что несколько часов практики в одной из этих пещер принесут больше благословения, чем в каком-либо другом месте. Тонпа Шенраб принес много различных ритуалов, церемоний и религиозных танцев, которые быстро распространились по всему Тибету. А для усмирения злых духов он заменил кровавые жертвоприношения животных на церемонии с подношением торм красного цвета. Тормы — это конусообразные фигуры, приготовленные из ячменной муки и ячьего масла. Последователи бон или бонпо на тибетском языке стали изготавливать эти тормы, поэтому с убийством животных ради проведения ритуалов было покончено. Согласно бонпо, помимо обучению астрологии, медицине и другим наукам, Тонпа Шенраб разработал самую первую письменность, которой до него вообще не существовало. Эта письменность считается языком Шанг Шунга, свитки которого были найдены в пещерах Дуньхуана, но по-прежнему вызывают споры об их истинном происхождении. Тонпа Шенраб ушел в возрасте 82 лет. Измеряя временем Олмо Лунгринг 82 года его жизни равны 8200 лет жизни человека.

Современные исследователи разделяют бон на три категории: Ранний Бон, Юндрунг Бон и Бон Сарма.

Ранний Бон — вероятно представлял собой смесь различных анимистических верований, шаманских ритуалов с кровавыми жертвоприношениями. Однако до сих пор сведений о раннем боне исключительно мало в силу ограниченности источников.

Вошедший в транс шаман

Вошедший в транс шаман

Некоторые исследователи и последователи бон разделяют ранний бон на “черный бон” и “белый бон”. Черный Бон — древнее шаманское колдовство, носящее отрицательную окраску. Белый Бон — шаманизм уже в позитивном ключе.

По некоторым сведениям Ранний Бон уделял повышенное внимание к жизни после смерти, особенности к промежуточному состоянию, которое сейчас известно под термином “бардо”. Когда царь или влиятельный человек умирал, его окружение тщательно готовило его к этому путешествию: собирались с собой вещи и еда, совершались жертвоприношения животных и, возможно, людей, хотя последнее вызывает множество споров.

Юндрунг Бон или Свастика Бон, Вечный Бон — основная форма религии, которая по поверьям пришла из королевства Шанг Шунг, основателем которой был Будда Тонпа Шенраб.

До 7 века нашей эры на территории современного Тибета существовало сильное королевство Шанг Шунг. В Шанг Шунг входили земли тибетской провинции Нгари, а также части провинций У и Цанг. Столицей государство был Кьюнглунг Нгул Кар, что в переводе с тибетского означает “Серебряный Дворец Долины Гаруды”.

Долина Гаруды

Долина Гаруды

В Долине Гаруды и по сей день сохранились руины древнего государства Шанг Шунг, и туда даже можно проехать на машине в стандартном туре в Тибет к священной горе Кайлас и своими глазами увидеть части трехэтажного здания, которое, вероятно, и было Серебряным Дворцом. История древнего королевства Шанг Шунг неразрывна со сведениями о религии бон, но несмотря на развитие науки, техники и высоких технологий в наше время, ученым до сих пор очень мало известно о Шанг Шунге, об истории этого королевства и о его реальном географическом положении. Отчасти поэтому достоверных сведений об истоках религии бон тоже практически нет, а также существует множество споров и разногласий касательно истории этой религии.

Шанг Шунг был сильным государством и его влияние достигло области Ярлунг настоящего Центрального Тибета. В 7 веке нашей эры 33-ий ярлунгский царь Сонгцен Гампо объединил земли и основал Тибетскую Империю. Укрепляя свои позиции, он взял в жены принцесс из соседствующих регионов. Очень многое известно о его буддийских женах из Китая и Непала, которые привнесли огромный вклад в развитие тибетской культуры. Но Сонгцен Гампо также взял в жены тангутскую принцессу и дочь правителя Шанг Шунга. Несмотря на то, что во время царствования Сонгцена Гампо буддизм уже начал распространяться на территории Тибетской Империи, но религия бон по-прежнему доминировала. Так, принявший буддизм Сонгцен Гампо, сохранил бонские похоронные обряды. Вероятно, жертвоприношения также имели место быть в этот раннебуддийский период.

В середине 8 века следующий тибетский император Трисонг Дэцен пригласил в Тибет Падмасамбхаву, который построил первый на территории Тибета буддийский монастырь, положив начало монастырской традиции в Тибете. Спустя несколько лет в монастыре Самье состоялись знаменитые дебаты между индийскими и китайскими буддистами. Последние дебаты проиграли, и Тибет пошел по пути индийского буддизма, а в 779 году буддизм был провозглашен государственной религией Тибета.

Спустя несколько лет начались активные гонения на бонцев при царской власти и к середине 9 века все они были изгнаны в разные части Гималайского региона: часть была отправлена в Юньнань (в настоящем южная провинция Китая, граничащая с Бирмой), часть была выслана на северо-запад Пакистана, где родился Гуру Ринпоче. Есть предположения, что последние там получили учение о Дзогчене — пути “Великого Совершенства”, где их получил сам Гуру Ринпоче, и впоследствии привезли обратно в Тибет независимо от него. Но это предположение по-прежнему вызывает множество споров.

Особое внимание следует уделить сокрытым текстам, известными под тибетским термином терма. Во время гонений бонцы сокрыли множество шангшунгских текстов. Некоторые были сокрыты в кладке стен монастыря Самье. В то же время Гуру Ринпоче спрятал много текстов о Дзогчене, так как он посчитал, что в то время люди были не готовы к практике этого пути. Столетие спустя люди стали находить тексты, среди которых встречались как и бонские тексты, так и ньингмапинские.

Монастырь Юндрунг Линг близ Лхасы

Монастырь Юндрунглинг близ Лхасы

Новый Бон или Бон Сарма — берет начало в 14 веке нашей эры и основывается на открытых между 12 и 14 веками новых текстах терма. Бон Сарма получил особенное распространение в Восточном Тибете. В этой традиции Гуру Ринпоче, основатель школы Ньингма тибетского буддизма, тоже является значимой и почитаемой личностью. В некоторых найденных текстах есть сведения, что Гуру Ринпоче отправился в Уддияну, где получил знания об учении Дзогчен напрямую от бонского Будды Сострадания Шенлха Одкара, после чего принес их в Тибет и сокрыл в виде терма для последующих поколений. Но эта версия не разделяется как многими буддистами, так и многими последователями бон. Обе традиции солидарны с тем, что Дзогчен пришел в Тибет в 8 веке нашей эры, но линия передачи Дзогчена идет от масасиддха Шрисимха из Северной Индии, а Дзогчен Бонпо идет от махасиддхов Шанг Шунга. Отсюда получаются две разные линии передачи как пути Дзогчена, так и обеих традиций в целом. Несмотря на то, что учение буддизма и нового бона очень похожи, основателем буддизма является Будда Шакьямуни, в то время как основателем бона является Тонпа Шенраб. По сути оба основателя — это проявление просветленной природы Будды. В настоящее время бон классифицируется как пятая тибетская философская школа наряду с ньингма, сакья, кагью и гелуг.