В долине Катманду немало внушительных ступ (или чортенов по-тибетски). Первые ступы были построены как место хранения праха Будды Шакьямуни и прочих важных религиозных реликвий, поэтому они быстро стали практически символом буддийской веры. Многие тибетские чортены содержат в себе прах учителей-Лам. Древнейшие, предположительно построенные еще самим императором Ашокой находятся в Патане. Почти в любом треке вы будете проходить небольшие ступы по пути. Но самые большие ступы в Непале – в Сваямбунатхе и Боуднатхе.

Боуднатх или Боуда – это самый большой чортен не только Непала, но и всей Азии. Тысячи паломников приезжают сюда ежедневно, чтобы обойти огромный белый купол под взглядом строгих глаз Будды, нарисованных на центральном шпиле. На улицах вокруг Боуды часто встречаются монахи с выбритыми головами в бордовых одеждах и пилигримы, крутящие молельные барабаны. Вокруг ступы – район проживания тибетцев, переселившихся из Центрального Тибета в Непал после 1959 года. Здесь сохранилась их традиционная культура, здесь живёт и работает много ремесленников, делающих масляные лампы, церемониальные рога, тибетские барабаны и прочие вещи, обычные в религиозной жизни тибетца.

Ступа Боуднатх, общий вид

Ступа Боуднатх, общий вид

В землетрясении 2015 года Ступа не очень сильно пострадала и на данный момент уже полностью восстановлена.

Исторически Боуда – это начало торгового пути между Катманду и Лхасой и тибетские торговцы всегда останавливались здесь помолиться перед длинным путем в горы. В районе Боуды немало и шерп, а также западных студентов, изучающих дхарму в одном из многочисленных монастырей вокруг ступы.

Первая ступа в Боуднатхе была построена где-то в 7 веке, когда тибетский король Сонгцен Гампо принял буддизм. По легенде эта ступа была построена как акт искупления вины за непреднамеренное убийство отца. Но та первая ступа была разрушена Монголами во время вторжения в 14 веке. Ступа, что стоит сейчас, была построена позже на месте разрушенной.

Посещать Боуду лучше всего во второй половине дня, когда большие группы туристов уже уезжают отсюда, а к ступе направляются местные жители, чтобы покрутить молитвенные барабаны, зажечь масляные лампады и пройти традиционную кору. Если же Вам повезет застать в Катманду полнолуние – то проведите вечер этого дня здесь!

Ступа – очень символическое сооружение, олицетворяющее путь Будды к просветлению. Постамент символизирует землю, Кхумба (купол) – воду, хармика (квадратная башенка над куполом) – огонь, а шпиль – это воздух. Зонтик на верхушке – это пустота. 13 уровней шпиля символизируют стадии, которые человек должен пройти на пути к достижению нирваны. Ступы – это хранилища важнейших реликвий и по разным данным в Боуде хранятся либо реликвии Будды прошлого, Кашьяпы, либо часть кости Сидхартхи Гаутамы. Вокруг основания супы – 108 небольших изображений Будды Амитабхи, а также молитвенные барабаны, утопленные в ниши по 4-5 штук (всего 147 ниш).

Можно подняться на второй уровень основания, вход в северной части ступы за небольшой часовней. Время работы – с 5 утра до 6 вечера (летом до 7). С этого уровня отличный вид на совершающих кору паломников.

Даже после заката улочки вокруг Боуды остаются очень оживленными

Даже после заката улочки вокруг Боуды остаются очень оживленными

Также в Боднатхе можно посетить следующие достопримечательности:

Монастырь Шечен

Это огромный комплекс, основанный знаменитым ламой школы Нйингма, Дилго Рингпоче. Этот монастырь заменил собой разрушенный Шечен Гомпа в Восточном Тибете. На данный момент в монастыре проживает более 300 монахов, а главный молельный зал расписан потрясающими фресками. Монастырь пострадал от землетрясения в 2015 году, но процесс восстановления был сразу же запущен. Комплекс расположен к западу от ступы за металлическими воротами.

Монастырь Каньинг Шелдруп Линг

Еще один буддийский монастырь белого цвета, примостившийся на одной из боковых улочек Боуднатха. Здесь живет более 200 монахов. Внутри богатое убранство, драгоценные картины и тханки, а снаружи разбиты декоративные сады. Монастырь также пострадал во время землетрясения в 2015 года и был восстановлен. При монастыре есть институт Рангджунг Еше, где ведутся занятия по тибетскому и непальскому языкам, санскриту и буддизму.

Паломники вокруг Боуды

Паломники вокруг Боуды

Музей Тарагон

В этом небольшом музее представлена коллекция карт, фотографий и архитектурных планов, которая была составлена первыми иностранными советниками по архитектуре, приехавшими в Катманду в 1970х. Интересно и само здание музея, построенное в 1974 году как место проживания иностранных экспертов. На одной и стен – репродукция первой карты долины Катманду, нарисованной Эрвином Шнайдером. В музее также проходят выставки современного искусства и разные культурные мероприятия. Музей находится на территории отеля Hyatt Regency.

В районе Боуднатх еще немало монастырей, многие из которых были основаны тибетскими беженцами после 1959 года. Их можно посетить, но многие закрываются в середине дня. Молитвы обычно проходят с 4 утра до 3 дня. Особенно стоит посетить Гуру Лхаканг Гомпа, Самтенлинг Гомпа, Сакья Тхариг Гомпа, Пал Дилияк Гомпа и Пал Нье Гомпа. Они похожи между собой, так что выбирайте пару из тех, что открыты. В монастыре Гуру Лхаканг останавливался японский монах Экай Кавагучи в 1899 перед своим знаменитым путешествием в Мустанг и Тибет.

Доехать до Боуднатха можно на такси, примерная стоимость поездки от Тамеля – 400 рупий. Можно приехать в Боуду на велосипеде или на автобусе со станции Ратна Парк (15 рупий за полчаса поездки). Можно совместить посещение Боуды с Пашупатинатхом, между ними всего около 1,5-2 километров, которые легко пройти пешком. Получится неплохой выезд из Катманду на целый день.