Тибетский Буддизм или Ваджраяна – это особое течение в буддизме, которое возникло  на территории современной Индии, в 7-8 веках дошло до Тибета, а затем распространилось по всему Гималайскому региону. В настоящее время тибетский буддизм распространен в Тибете, Непале, Северной Индии, Бутане, Монголии, а также в Бурятии, Туве и Калмыкии. Также множество последователей тибетского буддизма уже есть и во многих странах Запада.

Буддизм никогда не был единой религией, так как уже сразу после паринирваны Будды он начал делиться на различные течения и направления. В начале нашей эры эти школы, секты и течения дали начало двум основным направлениям буддизма, которые существуют и по сей день: Хинаяна или Тхеравада (Малая Колесница) и Махаяна (Великая Колесница).

Будда Шакьямуни с рукой в Витарка Мудре

Будда Шакьямуни с рукой в Витарка Мудре

Тибетский Буддизм или Ваджраяна – это комплекс учений и тантрических медитативных техник, относящийся к Махаяне. Слово “тантра” произошло из санскрита и означает “непрерывность”. В данном контексте тантра главным образом указывает на неменяющуюся “ваджрную” природу ума или осознавание, которое непрерывно с безначальных времен и до окончательного просветления. Слово “ваджра” на санскрите означает алмаз и олицетворяет нерушимость, подобную алмазу, и просветление, подобное мгновенной вспышке молнии. Поэтому слово “Ваджраяна” может быть буквально переведено как “Алмазная Колесница”.

Отличительной чертой Тибетского Буддизма является создание прямой связи с изначальной внутренней сущностью Будды, которая присуща всем живым существам. Это – путь трансформации ума, основанный на философии Великой Колесницы, но которому присущи особые методы практик и медитаций.

Древнее изображение Панча Ракша на стене внутри ступы Кумбум, монастырь Пелкор Чоде, Гьянце

Древнее изображение Панча Ракша на стене внутри ступы Кумбум, монастырь Пелкор Чоде, Гьянце

Одним из основных методов в Ваджраяне является медитация с визуализацией образов просветленных божеств “йидамов”, которые представляют из себя качества просветленного ума. Они бывают в разных формах: мирные, гневные, с несколькими руками, головами и глазами. Медитирующий отождествляет себя с образом йидама, тем самым, открывая в себе чистую природу будды. Помимо этого метода в Тибетском Буддизме особенное значение уделяется непрерывности линии передачи от учителя к ученику, когда большинство практик требуют предварительной инициации или посвящения. Эти посвящения используются с целью пробуждения внутреннего потенциала будды, который присущ каждому из нас, а также для создания прочной связи между учителем и учеником.

Буддистом считается человек, который принимает Прибежище в Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме (учение Будды) и Сангхе (сообщество практикующих). Эти три понятия одинаковы и в Хинаяне, и в Махаяне, но отношение к ним различны. Последователь Хинаяны принимает Прибежище ради своего собственного освобождения от круговорота бытия. В то время как последователь Махаяны принимает Прибежище ради спасения всех живых существ. Причем Прибежище принимается не только в одной этой жизни, но с учетом всех последующих жизней вплоть до достижения Просветления. А последователь Ваджраяны принимает Прибежище не только в Трех Драгоценностях, но еще и в Трех Корнях: в Ламе, Йидаме и Защитниках Дхармы. Здесь Лама или коренной учитель является “корнем благословения”, Йидамы – это дарованные ламой освобождающие методы, – считаются “корнем свершений”, а Защитники Дхармы и Дакини – это “корень активности” или оберегающая активность Ламы, удаляющего все внутренние и внешние препятствия на пути к Просветлению. Поэтому в тибетском буддизме значимость ламы или коренного учителя очень велика. Даже когда начитывается молитва Прибежища, лама стоит на первом месте:

Обращаюсь к Прибежищу в Ламе!
Обращаюсь к Прибежищу в Будде!
Обращаюсь к Прибежищу в Дхарме!
Обращаюсь к Прибежищу в Сангхе!

Колесо Дхармачакры и Два оленя на крыше монастыря Сенгещунг в Ребконге, Амдо

Колесо Дхармачакры и Два оленя на крыше монастыря Сенгещунг в Ребконге, Амдо, Восточный Тибет

Еще одной отличительной чертой тибетского буддизма является мотивация к практике. В Хинаяне человек практикует ради себя самого, в Махаяне – ради блага других. Ваджраяна разделяет подход Махаяны, но также полагает, что все живые существа уже просветлены, но в силу загрязненного состояния сознания не осознают своей природы будды (татхагатагарбха), поэтому мотивацией последователя ваджраяны является избавление всех живых существ от завесы неведения. Ведь ваджраяна считает, что все изначально чисто и что состояние обычного существа – это только отсутствие постижения этой чистоты. Если ум не осознает своей истинно чистой природы, то все явления воспринимаются как самсара. Когда истинная природа ума распознается, то все явления воспринимаются как нирвана. И целью методов Ваджраяны является преображение восприятия из нечистого в чистое.