Гора Кайлаc (Кайлаш) — Драгоценность Снегов, центр мироздания, обитель Шивы и Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Существует поверье, что если обойти священную гору 108 раз, сможешь достичь просветления.

Кайлас притягивал аскетов, йогов и паломников на протяжении многих веков. В наше время все больше и больше людей интересуются путешестием к этой вершине. И дело не только в необычной четырехгранной форме горы, напоминающей искусственно построенную пирамиду, а скорее в том, что Кайлас является святыней для миллионов представителей четырех религий: индуистов, джайнов, буддистов и бонпо. Ежегодно тысячи паломников совершают священный обход вокруг Кайласа, вознося молитвы и выполняя религиозные практики.

География

Гора Кайлас находится в тибетской провинции Нгари в Западном Тибете,  Тибетский Автономный Район, Китай.  Кайлас – один из пиков в горной системы Гандисы (冈底斯山脉pinyin: gangdisi shanmai),  располагающейся на юге Тибетского Нагорья и идущей почти параллельно Гималаям.

Кайлас карта

Кайлас является самым высоким горным пиком в своём районе (6714 метров / по другим источникам 6638 метров),  который также внешне отличается от соседних гор своей четырёхгранной пирамидальной формой, ориентированной по четырем сторонам света. В районе Кайласа берут начало и растекаются по сторонам света четыре главные реки Тибета, Индии и Непала: Брахмапутра на востоке, Инд на севере, Сатледж на западе, и Карнали (приток реки Ганга) на юге.

Название 

Кайлас известен под многими названиями. Самое распространенное в русском языке название Кайлас – это название священной горы на санскрите. Также довольно часто встречается написание Кайлаш.

Так как же правильно: Кайлас или Кайлаш?  — верны оба варианта, так как в древнеиндийских текстах встречаются оба написания – как со звуком «с» на конце, так и со звуком «ш»:

  • कैलाश Kailāśa (“Кайлаша”) и केलास Kailāsa (“Кайласа”). Следует заметить, что современная Индия сейчас говорит «Кайлаш», в то время как «Кайлас», возможно, более аутентичное название, ибо такое написание встречается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
  • В Тибете самое популярное название вершины – это Канг Ринпоче (གངས་རིན་པོ་ཆེ wylie: gangs rinpoche), что в переводе означает «Снежная Драгоценность» или «Драгоценная Снежная Вершина». В классических текстах вершина называется Канг Тисе (གངས་ཏི་སེ wylie: gangs tise) или просто Тисе (ཏི་སེ wylie: tise).
  • Последователи добуддийской религии Тибета бон называют эту священную гору Юндрунг Гуцек (གཡུང་དྲུང་དགུ་བརྩེགས wylie: gyung drung dgu brtsegs), что в переводе означает «Девятиэтажная Гора Свастики».
  • В английском языке самое распространенное название вершины – это Kailash, происходящее из санскрита.
  • Китайские названия Кайласа произошли от тибетских: Ган Жэньбоци (冈仁波齐 pinyin: gang renboqi) от тибетского названия Канг Ринпоче и Гандисышань (冈底斯山 pinyin: gangdisi shan) от тибетского Канг Тисе.  Также в народе Кайлаш на китайском называют просто «священной вершиной» – Шэньшань (神山 pinyin: shenshan).
Южное лицо Кайласа и гора Нанди

Южное лицо Кайласа и гора Нанди

Кайлас в мировых религиях 

Гора Кайлас является священной для представителей четырех религий: буддизм, бон, индуизм и джайнизм. Для буддистов Кайлас – обитель Будды Шакьямуни в гневной форме. Для индуистов – обитель Шивы, бога-разрушителя иллюзий. Для джайнов Кайлас священен, как место, где их первый святой Адинатха достиг просветления. Последователи религии бон веруют, что отсюда основатель религии Тонпа Шенраб Мивоче спустился с небес на землю.

Несмотря на то, что у верующих этих четырех религий различаются интерпретации значимости Кайласа, все они считают эту вершину – самым священным местом, «сердцем мира», осью мироздания (лат. axis mundi), связывающую небеса и землю, посредством которой практик может связаться с высшими силами.

Кайлас в Буддизме

Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок (འཁོར་ལོ་བདེ་མཆོག་ wylie: ‘khorlo bde mchog) или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа. 

Чакрасамвара и Дордже Пакмо

Чакрасамвара и Дордже Пакмо

Для буддистов-последователей Малой Колесницы (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.

После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.

Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт. Несмотря на стремительное распространение буддизма в Тибете начиная с 8 века, Кайлас и окрестности по-прежнему оставались местом, особенно почитаемым последователями религии Бон. Но после Миларепы тайны Кайласа открытились и для тибетских буддистов. Достигнув духовных реализаций, Миларепа вместе со своими учениками отправился в Западный Тибет по местам Будды Шакьямуни. Прибыв в район Кайласа, он встретил бонского мастера по имени Наро Бончунг. Между ними возник спор над господством в районе Кайласа, который они согласились разрешить посредством соревнования с использованием сиддхи – сверхъестественных сил.  Первое соревнование было на озере Манасаровар близ Кайласа: Миларепа растянул все свое тело по поверхности озера, а Наро Бончунг встал на водную гладь сверху. Не удовлетворившись результатами, они продолжили соревнование, побежав вокруг Кайласа: Миларепа побежал по часовой стрелке, а Наро Бончунг против часовой. Встретившись на вершине перевала Долма ла близ северного склона Кайласа, они продолжили магическую битву, но снова не смогли решить кто является победителем. Тогда Наро Бончунг предложил следующее состязание: кто в день полнолуния сразу после рассвета взберется на вершину Кайласа, тот и будет победителем. В назначенный день Наро Бончунг верхом на своем шаманском барабане полетел к вершине Кайласа. Миларепа же спокойно отдыхал внизу, заставляя волноваться своих учеников. Но, как только первые лучи солнца достигли пика Кайласа, Миларепа ухватился за один из лучей и мгновенно достиг священной вершины. Наро Бончунг был ошеломлен и упал со своего барабана. Таким образом, Миларепа победил, и последователи религии бон потеряли контроль в регионе, переместив свой духовный центр с Кайласа на гору Бонри на востоке от Лхасы.

Миларепа

Миларепа

С тех самых пор и вплоть до наших дней гора Кайлас является священной как для тибетских буддистов, так и, в частности, для адептов школы Кагью, к которой принадлежал Миларепа. Но и последователи религии бон продолжают почитать эту вершину. Так, буддисты совершают паломничество вокруг Кайласа по часовой стрелке, а последователи бон против часовой.

В 13 веке мастер Готсангпа открыл магические силы Кайласа для адептов школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Он также провел 5 лет медитируя в монастыре Дирапук, расположенном перед перевалом Долма ла напротив северного слона Кайласа. Поэтому вплоть до наших дней этот монастырь, Кайлас и все окрестности  вершины особо почитаются адептами школы Друкпа Кагью.

Несмотря на то, что в Тибете есть множество священных вершин, только район Кайласа представляет собой могущественную и всеобъемлющую мандалу, где каждая вершина и каждый холм являются обителью того или иного божества, где каждая расщелина в скалах была местом медитации отшельников. Нигде в других местах нет такого количества мест сил с самопроявленными символами пути к просветлению.

Кайлас в религии Бон 

свастика юнгдрунг бон

символ бон

Основателя религии Бон звали Тонпа Шенраб Мивоче. Он жил около тридцати тысяч лет назад в духовно совершенном месте Олмо Лунг Ринг, куда могли попасть только просветленные существа. По сохранившимся описаниям это место было похоже на смесь представлений о мистической стране Шаблале, горе Кайласе и горе Меру. Несмотря на то, что Олмо Лунг Ринг – место магическое, по некоторым данным оно находилось на территории страны Тазик на западе от царства Шанг Шунг в Западном Тибете. В центре Омолунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. Некоторые последователи религии бон полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. По другим версиям Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа. В конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса. В любом случае гора Кайлас является священным место для последователей религии бон, символизирующее место бога Шанг Шунг Мери. Учения и линия передачи Мери (Ме Ри) являлась одной из основных практик в Шанг Шунге и сохранена и по сей день.

Кайлас в Индуизме

В индуизме Кайлаc является обителью Бога Шивы – верховного Бога богов, разрушителя иллюзий, мастера йоги и тантры. Шива вместе со своей супругой Парвати обитают на пике Кайласа в высшем медитативном состоянии Абсолютного Блаженства. Согласно Вишну-Пуране, пик Кайласа является отображением горы Меру, которая является центром всех вселенных и в материальном, и в духовном аспектах.

Лорд Шива и бык Нандин

Лорд Шива и бык Нандин

В силу полусферичной формой горы Кайлас, ее олицетворяют с лингамом – основным символом Шивы, мужским началом. В Пуранах Лингам является проявленным образом Вечного Непроявленного Шивы, который пребывает вне времени, пространства, качеств и форм. У основания лингама находится йони – символ шакти, универсальной женской энергии. Так, священное озеро Манасаровар, расположенное близ Кайласа, является олицетворением йони и обителью Парвати, поэтому вместе с Кайласом особенно почитается среди последователей индуизма. Для них паломничество к Кайласу и Манасаровару – это, в первую очередь, встреча с Богом. Поэтому миллионы верующих ежегодно отправляются к священной вершине.

Кайлас в Джайнизме

cимвол джайнизма

cимвол джайнизма

Для последователей джайнизма Кайлас также является и священной вершиной, и горой Меру, олицетворяющей цетр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар. В мировоззрении джайнов мир не имеет начала и конца, а время движется по кругу, подобно колесу бытия. Таким образом, наш мир уже завершил бесчисленное количество временных циклов, также бесчисленное количество циклов наступят и после нашего времени. Каждый цикл или «калачакра» делится на два полуцикла: рост и затухание. В каждом полуцикле рождается 24 тиртханкары, первым из которых и стал Ришабха, также известный под именем Адинатха.

Также читайте: Путеводитель по коре вокруг Кайласа

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа

ступы у монастыря Дирапук у северного склона Кайласа