«КОРМЧИЙ, ПЕРЕПРАВЛЯЮЩИЙ В НИРВАНУ ВСЕХ СУЩЕСТВ САНСАРЫ»
Для меня, Падмасамбхавы, смерть не существует:
для того, кто верует в меня, я никуда не ушел – всегда дремлю у его порога.
Гуру Падмасамбхава (санскр. Padmasambhava, Padmakara, тиб.Padma ‘byung gnas (Пема Джунгнэ)), — букв. «Возникший, рожденный из лотоса» — величайший буддийский Учитель VIII века, маг, мистик и йогин, основоположник тантрического буддизма в Тибете, линии устной передачи от учителя к ученику известной как Кама, традиции распознавания реинкарнаций, а также скрытых учений «терма» в школе Ньингма-па, последователи которой почитают Его как второго Будду.
Его также называют Гуру Ринпоче, что означает «Драгоценный Наставник». В большинстве индийских источников, одним из которых является текст «Устная передача Килаи», говорится, что Гуру Падмасамбхава родился принцем в Уддияне – сыном царя или его советника. В тоже время многие из сокровищ-терма повествуют о Его рождении как о чудесном проявлении на пестике цветка лотоса посреди вод озера Дханакоша. В других текстах сообщается о том, что Он возник из вспышки молнии на вершине горы Намчак. Как бы то ни было, рождение этого выдающегося Учителя не было обычным рождением человека из утробы матери, а произошло чудесным, мистическим образом и находится за пределами привычного понимания. Оно даже было предсказано самим Буддой:
«Через восемь лет после моей Паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо по имени Падмасамбхава и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы, принесет великое благо всем существам».
Гуру Ринпоче появился в этом мире всего восемь лет спустя после ухода Будды Шакьямуни в Паринирвану. Поэтому Его обучение проходило под руководством ближайшего ученика Просветленного – Ананды в одном из самых святых мест на Земле – Ваджрасане (нынешняя Бодхгая – место, где Будда достиг Просветления). В тексте «Драгоценное ожерелье из лазурита» (собрания жизнеописаний ста восьми главных тертонов, написанного досточтимым Джамгоном Конгтрулом Первым) говорится, что «влияние Падмакары на бесчисленных существ происходит через учения Ваджраяны и, особенно, через действие глубоких учений – сокровищ терма. Этот великий Учитель не был обычным человеком, находящимся на Пути, или просто благородным существом, пребывающим на одной из бхуми (уровне) бодхисаттвы, но эманацией Будды Амитабхи и Будды Шакьямуни, явившимися, чтобы усмирить людей и непокорных духов…В нашем мире, Джамбудвипе, Гуру Ринпоче известен как единственная Нирманакайя, усмиряющая существ, но, в зависимости от разных способностей и уровня одаренности людей, Он воспринимается по-разному».
В Тибете Падмасамбхава широко проповедовал Учение Будды, а также неоднократно демонстрировал свои магические способности, обращая тибетцев в буддизм с помощью арсенала искусных средств. Он заложил монастырь Самье, положил начало переводам буддийских текстов на тибетский язык и даровал посвящение первым семи тибетским монахам. Великий Гуру Тантры посрамил боннских магов-жрецов и колдунов, превзойдя их в искусстве магии, а также подчинил местных демонов и злых духов и сделал их дхармапалами – защитниками Дхармы.
Гуру Ринпоче смог изучить все Сутры, Тантры и науки, а также получить их передачи от многочисленных образованных и совершенных учителей Индии. «Когда на диспуте в Бодхгайе пятьсот учителей-небуддистов чуть было не взяли верх над Дхармой, Падмакара бросил им вызов и одержал победу. Некоторые из этих учителей прибегли к черной магии, но Падмакара рассеял чары с помощью гневной мантры, которую Ему дала дакини Укротительница Мары. Остальные приняли Учение Будды, и знамя Дхармы вознеслось до небес».
Широко известен также такой эпизод из Его жизни, связанный с демонстрацией сверхобычных способностей, когда приговоренный царем Захора к сожжению заживо вместе со своей ученицей и спутницей – принцессой Мандаравой, Он с помощью магии превратил священный огонь в прохладную воду озера Ревалсар, посередине которого распустился прекрасный цветок лотоса. На нем, совершенно невредимы, пребывали в медитации Гуру Ринпоче и принцесса. Тогда величайший Учитель Тантры и принял имя «Падмасамбхава». Это важное событие и по сей день отмечается последователями школы Ньингма в десятый день третьего месяца тибетского лунного календаря.
В Тибете и Сиккиме, Индии, Непале и Бутане Он связывал клятвой служить Учению Будды многочисленных богинь и божеств, а также могущественных духов и мирских защитников, подчинял своей воле богов и демонов, посещал множество древних царств, где наставлял живых существ в Дхарме, ведущей к избавлению от страданий. Благодаря Ему многие достойные ученики обрели невероятно высокие достижения в своей духовной практике. Множество раз Он возвращался, чтобы даровать Учения великим мастерам. Все великие тертоны встречались с Гуру Падмасамбхавой во сне, в видениях или наяву. В своих биографиях они упоминают, что хотя бы один раз побывали на Горе Цвета Меди (в Чистой Земле Гуру Падмасамбхавы) и получали там наставления, а по возвращении открывали эти бесценные знания другим.
Ради блага будущих поколений, чтобы сохранить благословения, а также не допустить уничтожения учений Ваджраяны и избежать их искажения Гуру Падмасамбхава сокрыл в разных частях Тибета бесчисленные терма (учения-сокровища): восемь личных сокровищ царя, пять великих сокровищ ума и двадцать пять глубоких сокровищ. В них содержится множество предсказаний о будущем нашего мира, часть из которых имеет отношение только к Тибету, а часть – и к другим странам. Согласно тибетским преданиям эти тексты и другие сокровища великий мистик прятал в скалах, горных потоках, деревьях и даже в небесах. Он также предсказал, когда и кем каждый из этих терма будет открыт и тех преемников, которые продолжат передачу этих учений.
Появляясь в разных местах и принимая различные облики, говоря на разных языках, а также являя различные чудеса, Гуру Ринпоче тем самым способствовал становлению живых существ на Путь Освобождения из «юдоли печали» – колеса бытия сансары. Поэтому просветленные деяния Падмакары, также как и Его слава, поистине безмерны.