Буддизм – это религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее около 2500 лет назад в Древней Индии, которое считается первой по времени возникновения мировой религией. Основателем учения является принц Сиддхартха Гаутама, позднее ставший известным под словом “Будда”, что означает “Пробужденный” или “Просветленный”. Буддизм распространился по всей Азии, в наше время став четвертой по величине мировой религией, насчитывая сотни миллионов последователей в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока.

Открытие тханки Будды Шакьямуни на фестивале Монлам Ченмо, Тактсанг Лхамо, Амдо Восточный Тибет

Открытие тханки Будды Шакьямуни на фестивале Монлам Ченмо, Тактсанг Лхамо, Амдо Восточный Тибет

В течение сотен жизней бодхисаттва (существо, которое стремится к пробуждению на благо всех живых существ) совершал подвиги любви и сострадания к другим живым существам, тем самым, накапливая благие заслуги. И вот наступило время его последнего рождения.

Будда Сиддхартха Гаутама родился в роде Шакья в районе Лумбини на юге современного Непала. Легенда гласит, что сразу после рождения, младенец Будда встал на ноги и сделал семь шагов, провозглашая себя существом, превосходящим людей и богов. Для его матери царицы Махамайи эти роды стали роковыми, и вскоре после рождения она умерла. Когда Будда родился, его отец Шуддходана пригласил отшельника-провидца Аситу благословить младенца. Ашита обнаружил на теле Будды 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет или святым человеком, или великим царём. Отец Шуддходана желал, чтобы его сын стал царем и боялся, что тот изберет жизнь отшельника, поэтому он всячески ограждал сына от религии и от явных человеческих страданий – болезни, старости и смерти.

Принц рос в роскошных дворцовых хоромах и никогда не видел горя. В 16 лет он женился на принцессе Яшодхаре, которая через несколько лет родила сына Рахулу. Однако на 30 году жизни Сиддхартхе удалось попасть за пределы дворца, где он увидел “четыре зрелища”: больного человека, нищего старика, разлагающийся труп и отшельника. Принц задумался о суровой реальности жизни, в которой болезни, горе, старение и смерть неизбежны и что перед ними все равны: и богатые люди, и бедные. После этого Сиддхартха более не смог продолжать вести беззаботную жизнь во дворце. В ночи в тайне от всех он сбежал из дворца на поиски постижения причин страданий.

На протяжении около шести лет Сиддхартха скитался по территории Древней Индии. Сначала он примкнул к брахманам-отшельникам, у которых учился йогической медитации. Затем осваивал медитативные техники у известного мастера Удраки Рамапутры. После этого в поисках причин страданий он практиковал суровую аскезу и техники умерщвления плоти, от которых чуть не умер. Впоследствии Сиддхартха понял, что суровая аскеза – это не выход, так как в изнуренном теле не может быть ясного сознания и начал пересматривать свою практику.

Он отправился странствовать дальше и оказался в месте близ современного города Гая в индийском штате Бихар. Там он сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и дал клятву, что не встанет, пока не найдёт истины. После 49 дней медитации в полнолуние 4го месяца в возрасте 35 лет Сиддхартха достиг полного Пробуждения. Он понял, что природа человеческих страданий кроется в неведении и что каждый человек способен достичь пробуждения. Впоследствии данное знание получило название “Четыре Благородные Истины”, которые включают в себя “Благородный Восьмеричный Путь”. Они и послужили основой создания буддизма – пути духовного просветления.

Молебен в монастыре Дрикунг Тил недалеко от Лхасы

Молебен в монастыре Дрикунг Тил недалеко от Лхасы

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по территории Древней Индии, преподавая Дхарму – Учение о просветлении. Постепенно была сформирована и Сангха – сообщество практикующих. Таким образом, новая религия обрела свои Три Драгоценности (Триратна), которые являются тремя объектами поклонения, с принятия прибежища в которых человек становится буддистом. Три объекта – это: Будда, Дхарма и Сангха.

Достигнув просветления, Будда не забыл и о своей матери. Он вознесся на небеса Тушита, где обрела свое перерождение царица Махамайя, рассказал ей, что достиг просветления и преподнес ей учение Абхидхармы – буддийское философское учение о мироустройстве.

Отец Шуддходана, узнав о том, что его сын достиг просветления, направил к нему царскую делегацию с прошением вернуться в Капилавасту, но, встретившись с Буддой, все делегаты присоединились к Сангхе и позже стали архатами или просветленными существами. Шуддходана отправил еще восемь делегаций, но никто из делегатов не вернулся обратно, потому что все присоединялись к Сангхе как только встречались с Буддой. Только десятая делегация во главе с другом детства, была принята Буддой, и тот согласился вернуться в Капилавасту. Дорога до Капаливасту заняла около двух месяцев, на протяжении которых Будда давал проповеди всем встречавшимся на его пути.

Согласно палийской традиции Будда в 80-летнем возрасте ушел в Паринирвану, оставив человеческое тело. Он погрузился в состояние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Его последними словами были: «Все существующее, о бхикшу, преходяще и подобно иллюзии. Стремитесь неустанно к своему Освобождению…»