Ньингма — это «старая» традиция тибетского буддизма, что и означает её название на тибетском. Её история берёт начало от самого появления буддизма в Тибете в VIII веке, когда царь Трисонг Децен пригласил знаменитого знатока сутр Шантаракшиту и тантрического йогина Падмасамбхаву, чтобы построить неподалёку от Лхасы монастырь Самье.

Падмасамбхава, таким образом является как основателем всей традиции тибетского буддизма, так и традиции ньингма, в которой он почитается значительно больше, чем в новых школах Сарма (Кагью, Сакья и Гелуг), возникших позднее.

У Падмасамбхавы было двадцать пять сердечных учеников, каждый из которых впоследствии достиг наивысшего плода практики Дзогчен, то есть Великого Совершенства — радужного тела. При приближении смерти практик Дзогчен в течение семи дней выполняет особую созерцательную практику, в результате которой его физическое тело превращается в чистую энергию пяти элементов, что проявляется как радужный свет. В результате этого тело либо растворяется целиком, за исключением волос и ногтей, либо уменьшается до размеров младенца. С тех пор и по сей день радуги, возникающие во время кремации лам, считаются в Тибете благоприятным знаком реализации, даже в тех школах буддизма, где не достигается радужное тело.

Cтатуя Гуру Ринпоче в Кхаме

Cтатуя Гуру Ринпоче в Кхаме

С приходом Шантаракшиты и Падмасамбхавы началась и грандиозная работа по переводу буддийского канона с санскрита на тибетский язык. Традиция передаёт, что работу выполняли сто восемь переводчиков под предводительством Вайрочаны, другого весьма почитаемого учителя в традиции Ньингма. Среди знаменитых учителей того времени также известен Вималамитра, который помимо буддийских учений оставил также рецепты медицицинских снадобий, используемые в тибетской медицине и по сей день.

Последователи Ньингма помимо опоры на устно передаваемые учения (тиб. «кама»), к которым относятся в том числе и учения, переданные Буддой Шакьямуни, имеет особую линию учений — скрытые сокровища (тиб. «тэрма»). Тэрма это учения, которые Падмасамбхава и его ученица и тантрическая спутница Еше Цогьял сокрыли в земле и в умах своих учеников до тех пор, пока они не понадобятся чтобы принести наибольшую пользу для последующим поколениям практиков. Тэрма открывают особые люди — тэртоны, которые в созерцании либо открывают учения, сокрытые в их потоке ума, либо получают указания, как найти текст тэрма в каком-то реальном географическом месте, чаще всего в пещерах, в деревьях или озёрах. Открытый текст обычно записан на языке дакинь — особых фей, являющихся воплощением буддийской мудрости, и понять его может только сам тэртон. В дошедших до нас текстах тэрма встречаются непереведённые вкрапления на языке дакинь, а также необычные знаки пунктуации. Тэрма содержат учения тантры и Дзогчена, и считается, что чем короче линия передачи учения от открывшего его тэртона до вас, тем менее она могла пострадать от нарушенных обетов её держателей, и тем быстрее её практика приводит к достижению результата.

Отличается в Ньингма и вся классификация учений. Все буддийские учения подразделяются на девять колесниц. Три низших относятся к учениям Сутры, пути отречения — это Шравакаяна, Пратьекабуддаяна и Бодхисаттваяна, следующие пять — это учения Тантры, пути преобразования, причём первые три, это учения низших тантр — Крия, Чарья и йога-тантры, а ещё две — высших, Махайога и Ануйога. Наконец, венцом всех колесниц является наивысшее учение Атийога или Дзогчен, Великое Совершенство, путь самоосвобождения.

священное озеро Илхунь Лхацо близ недалеко от Долины Дзогчен.jpg

В течение всего царского периода истории Тибета буддизм не был разделён на школы, но после упадка времён Лангдармы, который, как традиционно считается, преследовал буддистов, в Тибете появились новые школы (тиб. «Сарма»), появившиеся благодаря заново приглашённым из Индии буддийским учителям, таким образом, линии передачи, сохранившиеся со времён Гуру Падмасамбхавы стали лишь одной из буддийских традиций Тибета.

Появление других школ привело к необходимости более глубокого анализа философии Ньингма, и стимулировало появление значительного объёма комментариев. Одними из первых важных авторов были жившие в XII-XIII веках тэртоны Ньянграл Ньима Озэр и Чокьи Вангчуг, считавшиеся воплощением соответственно тела и речи царя Трисонг Дэуцэна.

Наиболее же известный учитель, систематизировавший учение Ньингма, — это Лонгчен Рабджам, живший в XIV веке в Центральном Тибете. Его основными трудами являются «Семь Сокровищниц», «Трилогия о самоосвобождении», «Трилогия об освещении тьмы» и «Трилогия о расслаблении в естественном состоянии». Эти тексты представляют собой подробнейшее изложение основных учений Дзогчена, и во многом это учение сохранилось до наших дней именно благодаря деятельности Лонгчен Рабджама.

В период XIV-XV веков в Тибете действовали и многие другие тэртоны, среди которых особо известен Карма Лингпа, написавший сочинение «Глубокая Дхарма самоосвобождения в Бардо через намерение мирных и гневных божеств», широко известное на Западе под неудачным названием «Тибетская книга мёртвых».

Тертоны традиции Ньингма были не только в самом Тибете, но и в Бутане, куда в древности тоже ступала нога Гуру Падмасамбхавы. Наиболее известным из них является Пема Лингпа, открывший цикл терма «Океан наивысших сокровищ» (тиб. «Лама норбу гьямцо»). Учителя линии воплощений тела, речи и ума Пема Лингпы — Сунгтрул, Туксе и Гантенг Тулку, до сих пор являются важнейшими учителями Ньингма в Бутане.

Если вернуться к истории Тибета, в XVIII веке здесь жил другой великий тэртон Ньингма — Джигме Лингпа, большинство учений он начал передавать после того, как в созерцании получил наставления от Лонгчен Рабджама, представшего ему в чистом видении. Эти учения образовали цикл «Лонгчен Ньингтиг», который является одним из наиболее широко практикуемых циклов учения Дзогчен в настоящее время. Также Джигме Лингпа является автором комментария «Сокровищница добродетелей» и широко известной садханой практики чод «Громкий смех дакини».

В XIX веке происходит оформление системы монастырского обучения Ньингма, возникшей в ответ на распространение школы Гелуг, в которой делается упор именно на монастырское образование. Одним из важнейших учителей этого периода является Джу Мипхам Гьямцо, считавшийся воплощением бодхисаттвы мудрости Манджушри. Он написал огромное число комментариев по учениям Сутры, Тантры и Дзогчена, которые и стали основой монастырского обучения в Ньингма. Нужно отметить, что в отличие от Гелуг, такая форма обучения как дебаты не получила распространения, а основной формой стало именно составление толкований в виде комментариев.

Также к этому периоду относится появление «несектарного движения» (тиб. «Риме») в тибетском буддизме, основными деятелями которого были Мипхам Гьямцо, Джамьянг Кхьенце Вангпо и Джамгон Конгтрул. Это движение также появилось из-за всё большего распространения влияния Гелуг и угрозы утраты линий передачи менее популярных школ, и его основной идеей было, не отрицая различий в философских воззрениях между школами, и не пытаясь создать некое синкретическое учение на основе всех школ буддизма, признать равную ценность учений различных линий вне зависимости от школы, к которой они принадлежат, и прилагать усилия к сохранению всех этих учений. Именно поэтому учителя Риме становились хранителями и распространителями различных буддийских учений, и даже учений тибетской религии бон, тем более что в Ньингма считается, что многие бонские тэрма на самом деле содержат буддийское учение, и были сокрыты Гуру Падмасамбхавой специально для того, чтобы принести пользу упрямым последователям бон, не могущим в силу неведения согласиться практиковать буддийские учения. Этим же в традиции объясняется и определённое сходство некоторых учений  Ньингма и бон. Выдающийся деятель движения Риме Джамгон Конгтрул, начавший обучение именно в традици бон, впоследствии перешёл в буддизм и обучался у учителей Кагью, Ньингма и Джонанг, в результате чего он написал знаменитую «Сокровищницу знаний» — десятитомное сочинение, содержащее комментарии на тексты различных буддийских традиций.

Монастырь Самье – первый буддийский монастырь в Тибете

Как школа Ньингма оформилась только в XX веке и только в изгнании, преимущественно в административных целях. Первым главой школы Ньигма был назначен Дуджом Ринпоче Джигдрал Еше Дордже, внёсший также большой вклад в распространение буддизма на Западе и являющийся помимо прочих сочинений автором фундаментального труда «История школы Ньингма». Впоследствии главами школы назначались Дилго Кхьенце Ринпоче, Пенор Ринпоче, Минлинг Тричен Ринпоче, Трулшик Ринпоче и Таклунг Цетрул Ринпоче.

Вследствие этого Ньингма исторически существовала и во многом продолжает существовать разрозненно, в виде отдельных линий передач, причём хранителями этих линий передач являются не исключительно монахи, а также и йогины-миряне (тиб. «нгакпа»), которые не дают обета безбрачия и имеют семью, но всё равно посвящают большую часть жизни практике. Традиционно такие йогины носят специальную белую накидку. Но несмотря на отсутствие централизации, некоторые монастыри Ньингма стали очень крупными и влиятельными в своём регионе. Традиционно считается, что таких монастырей было шесть — Каток, Дордже Драк, Миндролинг, Палъюл, Дзогчен и Шечен.

Монастырь Каток является старейшим из шести, он был основан в 1159 году на юге княжества Деге (Дерге) в Кхаме, теперь это место считается одним из двадцати пяти священных мест Кхама и Амдо, главным местом, посвящённым просветлённой активности. Основателем монастыря был Каток Дама Дэшег, который происходил из влиятельного клана Пхагмодругпа. Со временем монастырь пришёл в запустение, но в XVII веке его заново отстроили два тэртона — Дуддул Дордже и Лонгсал Ньингпо.

Монастырь Дордже Драг находится в Лхока на юге Центрального Тибета, он был основан в начале XVI века. В основном в монастыре передавались учения Махагухьягарбха-тантры. Своё название (тиб. «нерушимая скала») он получил по располагавшейся за монастырём скале, которая носила отпечаток стопы Гуру Падмасамбхавы.

Миндролинг был основан в 1676 году великим тэртоном Гьюрме Дордже (Тэрдаг Лингпа), который объединил две линии тэрма из Центрального Тибета и Кхама, а также вместе со своим братом собрали первую большую коллекцию тэрма, получившую название «Доджо Бумзанг».

Монастырь Палъюл был основан в Деге учеником знаменитого учителя Карма Чагме по имени Кунзанг Шераб. Монастырь тесно связан с двумя тэртонами — это Ратна Лингпа и Мингьюр Дордже.

Монастырь Дзогчен

Монастырь Дзогчен тоже находится в Деге и был основан другим учеником Карма Чагме по имени Пема Ригдзин. Монастырь особо известен своей шедрой (монастырской школой) Шри Сингха, основанной в XIX веке. В ней учились и преподавали многие выдающиеся буддийские учителя, такие как Кхенпо Падмаваджра, уже упомянутый Мипхам Ринпоче, автор знаменитого комментария «Слова моего всеблагого учителя» Дза Патрул Ринпоче и другие.

Монастырь Шечен основал в 1695 году в Кхаме Тэнпе Гьялцен, который позднее встретился с Пема Ригдзином и получил от него циклы тэрма Сердечной сущности (тиб. «Ньингтиг») — наиболее тайные учения Дзогчен. В этом монастыре учился один из наиболее крупных учителей Ньингма XX века Дилго Кхьенце Ринпоче.

Благодаря тому, что в традиции Ньингма сохранились наиболее древние линии учений тибетского буддизма, в том числе учение Дзогчен, благодаря уникальной традиции тэрма, сохраняющей действенность этого учения вплоть до нашего времени, а также тому, что это учение является живым до сих пор, и до сих пор в Тибете учителя реализуют радужное тело, так например, в 2004 году это сделал настоятель монастыря Сэрта, внёсший огромный вклад в сохранение традиции Ньингма в Тибете Кхенпо Джигме Пунцог, а также не в последнюю очередь благодаря распространению несектарного подхода к сохранению буддийских учений, несмотря на то, что уже давно не играет ведущую роль в Тибетском буддизме, традиция Ньингма достигла значительной популярности и на Западе.