Самый значимый индуистский храм Непала стоит на берегу священной реки Багмати. Вокруг него расположился рынок, где торгуют бархатцами, прасадом (подношениями), благовониями, четками из рудракши, раковинами, изображениями индуистских богов и храмов, пудрой «тика» всех цветов радуги, стеклянными лингамами, моделями горы Меру и другими неотъемлемыми религиозными атрибутами. Некоторые храмы комплексами были повреждены землетрясением 2015 года, но главный храм остался невредим.

На первый взгляд Пашупатинатх может показаться не таким уж и священным – всего в нескольких сотнях метров от него уже начинается взлетно-посадочная полоса аэропорта Трибхуван, а сам храм обращен к особенно загрязненному отрезку Багмати. Но в контексте религии это мощный источник духовной силы и энергии индуизма. В остальном Непале поклоняются гневной форме Шивы, разрушительному Бхайраву, но в Пашупатинатхе Шиву почитают как Пашупати, бога животных.

Садху и приверженцы шиваизма стекаются в Пашупатинатх со всего индийского субконтинента, и многие непальцы выбирают для себя кремацию на берегах священной реки. Даже короли Непала приходили сюда испросить благословения Пашупати перед тем, как начать какое-либо важное путешествие. Непальские далиты (неприкасаемые) получили доступ к святыне только в 2001 году.

Не-хинду не позволяется входить в главную святыню, но окружающий ее комплекс шиваитских храмов, лингамов и гаты стоят того, чтобы посетить их. Здесь вы встретите садху, наряженных в специфические облачения, желающих заработать немного денег, позируя туристам для фото.

На исследование Пашупатинатха вам понадобится полдня, после чего можно прогуляться пешком до Боуднатха. Лучшее время для посещения – рано утром, или около шести вечера, когда проходят церемонии. Входной билет дает право на посещение всех нижеописанных мест, кроме главного храма.

Место почитания богини Кали

Место почитания богини Кали при входе в Пашупатинатх

Храм Пашупатинатх – индуистский храм

Неповрежденный землетрясением, храм Пашупатинатх в форме пагоды был построен 1696 году, но само место почиталось индуистами и буддистами еще задолго до этого. Только хинду могут заходить за ограду знаменитого храма, но вы можете подглядеть за тем, что происходит внутри нее с некоторых точек у наружной стены.

От главных ворот с западной стороны комплекса вы можете увидеть мощную спину огромной медной статуи Нанди, быка Шивы. Внутри храма, сокрытое от взоров, находится черное, четырехголовое изображение Пашупати. Если вы заберетесь на террасу к западу от храма, то сможете взглянуть на позолоченную крышу. Также виды на храм открываются с верха террас на восточном берегу Багмати, внутри храмового комплекса.

Если вы пойдете по дороге, идущей на юг от бокового входа в храм, то будете проходить Panch Deval (Пять храмов), бывший храмовый комплекс, который пережил землетрясение и служит центром социального обеспечения для нуждающихся престарелых непальцев.

Храм Пашупати

Храм Пашупати с противоположного берега реки Багмати

Кремационные гаты

Будучи забитой мусором и черная от загрязнений, зловонная река Багмати в действительности является крайне священной. Пашупатинатх – непальский эквивалент Варанаси на святой Ганге. Кремационные гаты у реки используются для сожжения тел под открытым небом, но только члены королевской семьи могут быть кремированы непосредственно перед храмом Пашупатинатх. После резни 2001 года похороны 10 членов непальской королевской семьи проходили именно здесь.

Похороны простых непальцев все еще проходят здесь ежедневно, на гатах, что к югу от храма. Тела завертывают в саваны и кладут на берегу, затем сжигают на дровах. Это место наталкивает на размышления о смерти. Не забывайте, что это личное время горюющих родственников, и вторжение туристов с камерами сюда неуместно.

У последних гатов на севере, лучше всего видимый с противоположного берега, располагается ряд пещер йогов, которые использовали как укрытия в средневековые времена.

Если вы пойдете на юг по западному берегу, то минуете огромный вырванный с корнем лингам и маленькое изваяние стоящего Будды 7 века, что рядом с поврежденным храмом Радж Раджешвари, с его округлыми украшенными лепниной павильонами.

Кремационные гаты, Пашупатинатх

Кремационные гаты в Пашупатинатх

Храм Бачхарешвари (Bachhareshwari)

Между двух групп гатов на западном берегу Багмати находится этот маленький храм VI века, украшенный тантрическими фигурами, скелетами и эротическими сценами. Говорят, что когда-то во время фестиваля Махашиваратри в этом храме совершали человеческие жертвоприношения.

Восточные гаты

Гаты Пашупатинатха часто полны жизнью, и стоит несколько минут посвятить тому, чтобы впитать их атмосферу. Верующие совершают ритуальные омовения в подозрительно выглядящих водах Багмати, святые люди проводят ритуалы на каменных ступенях, и дети выуживают монеты из мутной воды с помощью магнита на конце веревки. Вы можете также увидеть семьи, готовящие погребальные костры на другом берегу реки.

Два моста пересекают Багмати перед храмом Пашупатинатх, и ведут в сад каменных террас с дюжинами маленьких храмов Шивы, большинство из которых пережило землетрясение. Эти однокомнатные храмы часто служат жилищем странствующих садху, и в каждом в центре располагается лингам. Хотя храмы построены в разных стилях, есть и общие черты – обратите внимание на лепную голову Бхайравы, грозной формы Шивы, на южной стене, и на статую Нанди, а также оформленное в виде головы животного выпускное отверстие трубы на северной стене. В одном из храмов есть интересный лингам с лицом Шивы.

Два пролета ступеней ведут вверх по склону холма между храмами, мимо пострадавшего, но сохранившего искусное убранство фресками храма Рамы, который часто заполнен гостящими садху, особенно во время Махашиваратри. Наверху, где тропинка заходит в лес, боковая дорожка ведет вдоль верха террасы к смотровой площадке с видом на храм Пашупати. Вы увидите огромный золотой трезубец с северной стороны храма и золотую фигуру короля, в молитве преклонившего колени перед нагом (змееподобный бог) на юге.

Храмы с лингамами

Храмы с лингамами в Пашупатинатх

Храмы с лингамами

Ступени ведут от гатов Пашупатинатха вверх, к большому комплексу храмов (святынь) с лингамами на краю леса. Тут больше 50 лингамов, и разнообразие архитектурных форм просто ошеломляет.

Храм Горакнатх (Gorakhnath)

Завернув налево на вершине холма, вы попадете к возвышающейся бело-красной шикаре (храму с высокой, напоминающей початок кукурузы верхушкой). Это храм Горакнатх, который пережил землетрясение с минимальными повреждениями. Он посвящен йогу, жившему в 11 веке, основавшему шиваистскую монашескую традицию и изобретшему хатха-йогу. За храмом дорожка идет вниз через лес, пересекая олений парк Мригастали, говорят, что Шива резвился в этом лесу в виде золотого оленя.

Храм Гухьешвари (Guhyeshwari)

Дорога спускается из леса к большому, с внутренним двором храму Гухьешвари, построенному королем Пратапом Маллой в 1653 г. Храм посвящен Парвати (супруге Шивы) в ее ужасающей форме Кали. Храм претерпел некоторые разрушения в ходе землетрясения, и вход туда не-хинду запрещен. Но можно заглянуть за ограждение с дорожки, чтобы увидеть четырех позолоченных змей, которые поддерживают наконечник на крыше. На берегу перед храмом стоят храмы (святыни) Шивы и восьмиугольные постаменты для ритуальных омовений.

Странное название храма пошло от непальских слов guhya (вагина) и ishwari (богиня) – дословно, это храм вагины богини! По легенде, отец Парвати оскорбил Шиву, и богиня пришла в такую ярость, что вспыхнула пламенем, вдохновив появление ритуала сати – когда вдовы сжигают себя заживо на похоронном костре мужа. Горюющий Шива скитался по Земле с разлагающимся трупом Парвати, и ее гениталии упали у Гухьешвари.

Утраченные памятники Пашупатинатха

Хотя большинство священных памятников Пашупатинатха пережило землетрясение 2015 г., многие строения были повреждены или полностью уничтожены, включая храм Вишваруп и некоторое количество маленьких храмов Шивы, в которых находили приют паломники. Но в целом, по сравнению с другими объектами всемирного наследия в долине Катманду, комплекс пострадал не столь сильно.

Дом Милк Бабы в Пашупатинатх

Дом Милк Бабы в Пашупатинатх

Фестивали и праздники

Обычно самое оживленное время в Пашупатинатхе, когда он наполняется больше паломниками, чем туристами – это утро с 6 до 10, и вечер с 18 до 20 часов, особенно на екадаши, которое наступает через 11 дней после полнолуния и новолуния каждый месяц. Когда наступает ночь, паломники выпускают в Багмати масленые свечи в лодочках из листьев как часть церемонии арати (свет).

Маха Шиваратри

В непальский месяц Falgun (февраль или март) тысячи паломников со всего Непала и Индии заполняют Пашупатинатх, чтобы отпраздновать День Рождения Шивы (на этот счет есть разные версии, что именно празднуют). Это невероятное зрелище, при котором есть шанс увидеть членов некоторых наиболее аскетичных Шиваистских сект, проводящих обряды в течение ночи.

Бала Чатурдаши

На новолуние в ноябре/декабре, паломники бодрствуют всю ночь, а на утро совершают омовения в Багмати. Потом они разбрасывают сладости и зерна на территории храма, чтобы принести радость своим усопшим родственникам.

Храм Парвати

Храм Парвати

Как добраться до Пашупатинатха

Самый удобный способ попасть в Пашупатинатх из Катманду – на такси (400 рупий из Тамеля). Такси часто высаживает пассажиров у полицейского участка Gaushala, но можно попросить подъехать ближе к храмам.

Также можно прогуляться пешком или доехать на велосипеде. Нужно двигаться на восток от дворца Нарайянити через Назал, пересечь Окружное Кольцо и продолжать движение по извилистым улочкам, где торгуют религиозными атрибутами, по направлению к реке Багмати.

Если вы захотите попасть отсюда к ступе Боднатх, то вас ждет приятная 20-минутная прогулка по сельской местности, дающая возможность взглянуть на повседневную жизнь пригорода Катманду. Перейдите мост, что перед храмом Гухьешвари, и двигайтесь на север в течение 5 минут, затем поверните направо у храма, окружающего большое дерево (pipal). На следующем перекрестке, следуя примеру Будды, выбирайте срединный путь (идите прямо), который в конце концов выведет вас к главной дороге Боуды, как раз напротив ступы.