В западной части долины Катманду на холме расположился Сваямбунатх – одна из самых священных ступ Непала, а также выстроенный храмовый комплекс вокруг нее. Тибетцы называют ступу Сваямбунатх – Пакпа Щингкун (Phakpa Shingkün, ‘phags pa shing kun). Весь комплекс Сваямбунатх включает в себя расположенные на вершине холма буддийскую ступу и гомпу, 2 индуистских храма и буддийский монастырь.

Ступа и храм были построены под руководством царя Манадевы в 5 веке и к 13 веку стали известным религиозным памятником и крупным буддийским центром. В 1346 году мугалы (из Бенгалии) разрушили ступу, пытаясь найти в ней золото. Во времена династии Малла весь храмовый комплекс подвергся значительной реконструкции и изменениям. В 17 веке король Пратап Малла приказал построить Большую Лестницу к храму из низин долины на вершину холма. Лестница насчитывает более 300 ступеней. Говорят, что она состоит ровно из 365 ступеней, сколько и дней в году.

Кони ветра и вид на Катманду от Сваямбунатх

“Кони ветра” и вид на Катманду от Сваямбунатх

Основная легенда происхождения ступы Сваямбунатх гласит, что некогда в долине Катманду было озеро, а холм, на котором возвышается Сваямбу, был островом посередине этого озера. Говорят, что настоящий комплекс был построен вокруг спонтанно возникшей небольшой хрустальной Ступы или цветка лотоса, испускавшего свечение во времена Будды Шикхин. Однажды Изначальный Будда, паря над озером, бросил на остров семя лотоса и предсказал, что здесь вырастет чудесный тысячелепестковый цветок, вместилище изначального света и вечной энергии самосозидания, или Сваямбу (“самовозникший”, “самосущий” на санскрите). Через 80 веков этот цветок расцвел, привлек к себе бесчисленных бодхисаттв и стал их духовным приютом. Боддхисаттва Манджушри, увидев над островом голубое свечение, настолько был очарован, что решил сделать это место доступным для паломников. Он разрубил гору своим мечом и за 4 дня вся озерная вода вышла из долины, спустившись в Чобар и образовав озеро Мадара. Археологами было доказано, что на месте долины Катманду когда-то существовало большое озеро, что позволяет легендам стать реальностью.

Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх

Сваямбунатх является местом паломничества тибетцев и индуистов и представляет собой каменную ступу с золотым шпилем и коническим наконечником. Роспись на ступе выполнена тантрическими неварскими мастерами. Глаза на шпиле, отображенные на каждой из четырех сторон ступы, символизируют Единого Бога, Мудрость и Сострадание. Нос отождествляется с цифрой 1 и указывает на то, что просветления можно достичь только одним способом. У изображения нет ушей, потому что Бог невосприимчив к мирским желаниям и просьбам паломников.

На вершине лестницы у подножия Ступы находится огромный дордже (ваджра), символизирующий Дхармадхату в форме мандалы Манджушри. Он был создан во время правления короля Пратапа Маллы вместе с самой лестницей.

Ваджра у Ступы Сваямбунатх

Ваджра у Ступы Сваямбунатх

Сразу за главной ступой напротив главной лестницы находится храм Харити. Сюда приносят новорожденных детей для благословления, т.к. эта Харити является защитницей детей. Здесь часто длинные очереди, особенно по утрам. По легенде, Харити пожирала детей, когда Будда встретил её. Харити была демоном-людоедкой (якша на тиб.). У неё было множество детей, и чтобы прокормить их, она пожирала чужих. Матери взмолились Будде, чтобы он спас их детей. Тогда Будда украл одного из сыновей Харити и спрятал его. Харити отчаянно пыталась его найти, но не могла. Когда она попросила Будду о помощи, Будда указал ей, что она страдает оттого, что один из сотен её детей был потерян, но как же страдают матери, у которых она отнимала детей. Она осознала это и поклялась защищать всех детей. А на её вопрос: «Что же я буду есть?» Будда ответил, что с этих пор его последователи будут оставлять первую часть своей трапезы для неё.

Статуя Будды

Статуя Будды

Сразу за ступой находится статуя Будды из чёрного камня. Когда Кхамтрул Ринпоче IV посещал Сваямбху в 17 веке он сказал, что это одно из самых священных мест в Долине Катманду.

Рядом с большой Ступой находятся много маленьких ступ и образов божеств буддистских и индуистских. Большинство из них были построены на средства королей, браминов, богатых домовладельцев и других последователей из Катманду с ранних времён вплоть до наших дней.

Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх, маленькие ступы и храм Харити

Ступа Васубандху

Великий мастер Васубандху провёл некоторое время в Сваямбху. Однажды он сидел как раз на том месте, где сейчас стоит ступа и смотрел на холмы внизу. Он увидел как монах, возделывавший поле, снял свои одежды и обернул ими голову, чтобы защититься от солнца. Увидев это, он воскликнул: «Ну, если это и есть состояние Дхармы тогда нет смысла мне сланяться», и он начал читать дхарани (длинную мантру) Ушнишивиджайи в обратную сторону, его череп раскололся и он умер. Позже его останки были помещены в ступу.

Мандала Чакрасамвары

Недалеко от главной Ступы находится здание, в которой хранится огромная мандала Чакрасамвары. Пять уровней мандалы соответствуют пяти каям. За дверью небольшой дворик, где люди помещают подношения и т.п. Внутри настенные фрески, которым уже несколько столетий, но они хорошо сохранившиеся. Внутри несколько дверей, ведущих вниз к мандале Чакрасамвары. Считается, что это место силы Чакрасамвары. Один король Непала хотел стать великим махараджой всей Азии и однажды он пришёл сюда просить о силе. Он зашёл внутрь, но не выходил несколько дней. Когда же он вышел, оказалось, что он сошёл с ума. Во внутренние покои сейчас имеют право заходить только неварские ваджрные мастера.

Холм Манджушри

Этот холм ещё называют Холм Нагарджуны. Это собственоо место, где неварские ваджраачарьи получили свои первые посвящения и учения. Почему он называется в честь Манджушри не очень ясно, но считается, что первое учение, данное здесь было Манджушри Нама Сангити, которое получило широкое распространение в Долине Катманду.

Молитвенные барабаны вокруг Сваямбу

Молитвенные барабаны вокруг Сваямбу

Вход в Сваямбунатх платный (100 рупий). Касса находится перед комплексом.

Вокруг ступы и в переулочках поблизости есть несколько лавок, торгующих сувенирами и прохладительными напитками. Также вы найдете пару ресторанчиков, где можно отведать непальскую еду.