В 170 км от Лхасы на юговосток, на берегу реки Брахмапутра (Ярлунг Цангпо) расположился первый в Тибете буддийский монастырь — Самье. Окруженный пустынными горами и песчанными дюнами, Самье притягивает путешественников со всего мира, планирующих паломничество в Тибет. Из Лхасы до монастыря ехать около 3 часов, поэтому лучше всего выделить на Самье 2 дня вашего тура в Тибете. Можно ехать вдоль южного берега Ярлунг Цанпо через Цетханг, а можно вдоль северного берега через монастырь Дордже Драк.
Самье был построен в конце 8 века под руководством царя Тибета Трисонг Децена, который пригласил в Тибет Шантаракшиту – великого индийского буддийского ученого и настоятеля университета Наланды. Царь вместе с Шантаракшитой начали строительство монастыря Самье, но из-за злых духов и вредоносного влияния царских министров было невозможно довести строительство до конца. Тогда Шантаракшита посоветовал царю пригласить в Тибет известного буддийского мастера Падмасамбхаву. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и уничтожил все негативные влияния, препятствующие строительству монастыря. Тем самым, монастырь Самье наконец-то был возведен. Этот монастырь постепенно стал центром, из которого буддизм распространился во все уголки Тибета.
Мандала Самье
Монастырь Самье строился по модели храма Одантапур (Бихар, Индия) и символически представляет собой строение вселенной. Все постройки в монастыре составляют мандалу, где центральный храм Уце представляет гору Меру (Сумеру; Рираб по-тиб.), а храмы вокруг него в двух концентрических кругах — это океаны, континенты и субконтененты, которые окружают гору в Буддийской Космологии, а также луна и солнце. Монастырский комплекс изначально состоял из 108 построек (благоприятное число для тибетцев). На востоке находится Храм Манджушри, на юге Храм Хайягривы, на западе Храм Майтрейи и на севере расположен Храм Боддхисаттв. Налево и направо от этих четырех континентов находятся святилища, символизирующие восемь субконтинентов. Они расположены соответственно сторонам света. С четырех сторон главный храм окружают 4 больших ступы, символизируя стороны света: красная, черная, зеленая, белая. Храм Солнца расположился к югу от Уце, храм Луны к северу. 1008 чортенов на окружающей монастырь стене представляют Чакравалу — цепь гор вокруг вселенной.
История монастыря Самье
История монастыря очень длинная, ей более 1200 лет. Началась она с решения царя Трисонг Децена построить монастырь. В строительстве принимали участие великий индийский ученый Шантаракшита и известный буддийский мастер Падмасамбхава.
Вскоре после возведения монастыря Шантаракшита (ставший первым абботом Самье) посвятил первых семь монахов в буддизм и пригласил индийских и китайских ученых для помощи в переводе буддийских текстов на тибетский язык. Вскоре между последователями китайской и индийской науки начались споры. Эти споры завершились Великими дебатами Самье — событием, которое по мнению тибетских историков расценивается как решающий момент в становлении тибетского буддизма. Дебаты, имевшие место примерно в начале 790-х, по сути явились дискуссией между индийским подходом достижения состояния бодхисаттвы через изучение текстов и академическое образование, и более стремительным подходом (дзэн буддизм) китайских мастеров, осудивших академический подход в пользу созерцания абсолютной природы состояния будды. Дебаты закончились победой индийских ученых.
В начале 9 века царь Трисонг Децен организовал первый медицинский конгресс, пригласив на него врачей и ученых со всех окрестных государств. На конгрессе были представлены различные медицинские системы и способы лечения. Здесь же взяла свое начало и традиционная тибетская медицина.
Во времена правления царя Ландармы буддизм жестко преследовался, и монахи были вынуждены бежать на окраины Тибета и в соседние государства. А монастырь Самье, как и буддизм, утратил свое влияние. Новая волна проникновения буддизма в Тибет связана с Новыми переводами и началась в 11 веке, положив начало новым школам тибетского буддизма.
Самье никогда не примыкал к какой-то определенной ветви тибетского буддизма. Однако, вначале монастырь был ближе к Ньингмапинской школе, благодаря участию Падмасамбхавы в строительстве монастыря. Во времена усиления власти Сакьяпы в 15 веке, эта школа тибетского буддизма взяла контроль над монастырем, но небольшое влияние школы ньингма все-таки осталось.
Самые распространенные изображения в Самье — Кхеплоп Чосум — троицы Гуру Ринпоче, царя Трисонга Децена и Шантаракшиты.
На протяжении более 1000 лет монастырь Самье подвергался разрушениям и восстановлениям. Наибольший ущерб Самье потерпел в годы китайской Культурной Революции. С 1980-х идет восстановление монастыря вплоть до наших дней. В настоящее время в монастыре насчитывается около 200 монахов.
Самье сегодня
Центральным зданием монастыря Самье является главный храм Уце. Его уникальность состоит в том, что он сочетает в себе несколько архитектурных стилей — нижний и первый этажи в тибетском стиле, второй в китайском, третий в индийском (хотанском) стиле. Сверху храма угловые башенки (с зелеными и золотыми dorje) также имеют уникальный стиль.
Слева от главного входа находится стела, датированная 779 годом. Изящный тибетский алфавит, вырезанный на ее поверхности, провозглашает буддизм государственной религией Тибета по приказу короля Трисонга Децена. По бокам вход в храм охраняют древние каменные львы и слоны.
Войдя в храм, вы попадете в главный зал. Внутри вы увидите фреску с белым петухом, который по преданиям спас монастырь от пожара, разбудив своим криком монахов. Слева стоят статуи Тангтонга Гьелпо и писателей Бутона Ринчена и Лонгчена Рабджампы, впереди ряд статуй — это переводчик Вайрочана, Шантаракшита, Гуру Ринпоче, Трисонг Децен и Сонгцен Гампо (с дополнительной головой в тюрбане). Под статуей Падмасамбхавы есть фотография оригинальной статуи (ныне уничтоженой), которая была точной копией учителя и предположительно имела силу речи.
Справа находятся две группы из трех статуй: первая группа связана с орденом Кадампа (Дромтомпа и Атиша), вторая включает в себя образы лам из линий Ньингма, Сакья и Гелуг.
В задней части зала есть лестница, ведущая к самому почитаемому внутреннему храму монастыря — Джово Кханг. Чтобы войти внутрь, необходимо пройти через три разукрашенные двери (необычная особенность), символизирующие Пустоту, Безгрешность и Бесполезность. В центре стоит 4-метровая статуя Шакьямуни. Десять бодхисаттв и два божества-защитника выстилают тяжелые боковые стены храма, украшенные древними фресками. На потолке сохранились почерневшие тантрические мандалы. При выходе из внутреннего храма не пропустите вход в потайную комнату, в которой хранятся статуи Вайрочаны, Трисонга Децена и Падмасамбхавы.
Справа от зала находится гёнкханг со статуями божеств, настолько ужасающими, что они закрыты масками. За закрытым выходом спрятано чучело змеи. Прежде чем подняться на первый этаж, взгляните на алтарь Ченрезига снаружи и слева от главного зала. Здесь хранится статуя тысячерукого Ченрезига.
Второй этаж похож на внутренний храм и содержит изображения Гуру Ринпоче в полурассерженном виде, в окружении Цепаме и Шакьямуни, рядом с которыми изображены Шантаракшита и Трисонг Децен. Балки оформлены в китайском стиле. Вокруг зала можно пройти внутреннюю кору.
Снаружи этого зала есть впечатляющие фрески. На южной стене изображен Падмасамбхава, а слева от главной двери изображен 5й Далай Лама вместе с монгольским Гушри Кханом и другими послами, выказывающими свое уважение. Покои Далай Лам находятся в юго-восточном углу этажа и украшены фресками, изображающими Самье.
Третий этаж — современная надстройка Уце. Здесь хранятся статуи четырех из пяти Дхьяни-будд с мандалой пятого (Намсе) на потолке. Далее лестница ведет на 4 этаж — священный центр всего храма, в котором находится изображение Дукхор (Калачакры), тантрического божества. Этот этаж почти всегда закрыт.
Спускаясь с третьего этажа, в самом начале вы можете увидеть редкую фреску с 14-м Далай Ламой (нынешним). Спустившись вниз, загляните в древнюю комнату: здесь вы найдете реликтовые священные предметы — посох Вайрочаны, окаменелый череп Шантаракшиты, дордже, выполненный из метеорита и бирюзовый амулет с прядью волос Гуру Ринпоче.
В заключение, вы можете сделать кору вокруг Уце, раскручивая молитвенные колеса вместе с тибетскими паломниками и разглядывая фрески с историей возведения монастыря. С внешней крыши можно окинуть взглядом весь комплекс монастыря.
На площади перед Уце (восточный вход) есть гёнкханг Джампел Линг, с верхнего балкона которого отлично виден главный храм. Вместо разрушенной семиэтажной башни Геку, на которой раскрывали гигантскую тханку, в наше время была сооружена новая и успешно используется на фестивале Замлинг Чисанг (Самье Долде) во Всемирный День молитв. В 2020 году у вас есть возможность посетить монастырь на фестиваль в рамках группового тура в Тибет: Фестиваль Самье и Кайлас кора, который состоится в первой половине июля.
Делая обход территории монастыря по часовой стрелке в традиции буддизма, вы пойдете на юг к Ценгманг Линг, который когда-то служил типографией. Внутри можно увидеть священный камень, в котором хранились чернила во времена написания священных текстов. Не забудьте посмотреть на 300-летнюю роспись на потолке. Далее стоит обновленный храм побежденного демона Нгамба Линг с современными фресками и двумя 3D мандалами.
Проходя мимо колледжа Шетекханг (здание с желтыми стенами) между 11 и 12 часами дня или в 17:30 — 19 часов, вы можете услышать голоса из классов во время учений или звуки дебатов в примыкающем дворе. В восстановленном Арьяпало Линге (первое здание Самье) можно увидеть статую Арьи Локешвары, похожую на ту, что хранится во дворце Потала. Маленькая дверца позволяет паломникам пройти вокруг основания защитника Тамдрина. Далее вы увидите центр Дрейур Гьягар Линг, в котором переводились буддийские тексты, что изображено на настенных фресках. Здесь есть внутренняя кора. А главная статуя на верхнем этаже — Шакьямуни, вместе с его индийскими и китайскими переводчиками.
В западной части монастыря находится Джампа Линг, где состоялись Великие дебаты Самье. При входе справа фреска, изображающая оригинальный дизайн монастыря с зигзагообразными стенами. Здесь есть необычная полукруглая кора с изображениями Майтрейи. С юга от храма находится ступа, вокруг которой паломники проходят кору, и священное дерево, к которому привязывают камни. В храме Тройной Мани Лхаканг на севере есть 3 огромных молитвенных колеса и интересные фрески.
Свернув на восток, вы зайдете в Джангчуб Семкье Линг с зелеными стенами и крышей в китайском стиле. Внутри хранятся статуи множества бодхисаттв, стоящие вокруг будды прошлого Мармедзе на лотосе, а также деревянная 3D мандала. Слева находится священный камень. Чтобы разглядеть фрески в стиле Центральной Азии, возьмите с собой фонарик.
Справа от тропы коры вы увидите небольшой храм Луны (Дава Линг) с примечательными старыми фресками Тары.
Далее по тропе коры расположился Кордзо Пехар Линг, бывший храм оракула Пехара до переезда в монастырь Нечунг на окраине Лхасы. В настоящее время он на реставрации. Раньше паломники прикрепляли свои паспортные фотографии к запертому входу алтаря на нижнем этаже, по бокам которого стояли 2 кожанные сумки древнего вида. На верхнем портике есть несколько старых тростниковых шлемов. А из внутреннего алтаря пахнет алкоголем, крюки свисают с потолка и руки демонов тянутся из своих ящиков, будто стараются схватить вас.
В 10 минутах ходьбы от южного входа Самье находится уменьшенная версия Уце — Кхамсум Санкхунг Линг, когда-то функционирующий в качестве центра дебатов Самье. Сейчас он закрыт на реновацию.
Хепо Ри
Это холм в 400 метрах на восток от Самье, на котором Падмасамбхава победил демонов Тибета. Позднее царь Трисонг Децен воздвиг на нем дворец. Хепо Ри является одним из четырех священных холмов Тибета (другие 3: Гангпо Ри в Цетханге, Чакпо Ри в Лхасе и Чуво Ри в Чушуле). С холма открывается великолепный вид на монастырь Самье и долину. От восточных ворот тропы вьются по холму наверх. За 30 минут вы поднимитесь на вершину к месту, где паломники развешивают молитвенные флажки и воскуривают благовония. Чтобы спуститься вниз, двигайтесь на юг по хребту и придерживайтесь асфальтированной дороги. Для фотографии лучше всего выбрать раннее утро.