«Кора» — это тибетское слово སྐོར་ར (Wylie: skor ra), обозначающие обхождение вокруг религиозного объекта по часовой стрелке в буддизме или против часовой стрелки в традиции бон. В индуизме кору называеют «парикрама» (санскр. परिक्रम, parikrama). В Тибете и монахи, и миряне проходят коры как во время религиозного паломничества, так и в ежедневной жизни. Коры бывают как вокруг священных гор и озер, так и вокруг монастырей, храмов, ступ и других священных объектов. Если монастырь или храм – буддийский, то его все обходят по часовой стрелке. Если же традиции бон, то против часовой. В случае с Кайласом, который является священной горой и для буддистов, и для бонпо, то его обходят в обоих направлениях. Следует заметить, что большинство паломников совершают обход по часовой стрелке: и буддисты, и практики Нового Бон (Бон Сарма) проходят кору по часовой стрелке. И только адепты Раннего Бон, а также некоторые йоги, совершают обход вокруг Кайласа против часовой стрелки.
Внешняя кора вокруг Кайласа протяженностью в 53 километра. Тибетцы проходят ее за 1-2 дня, иностранцы чаще проходят за 2-3 дня. Во время коры паломник читает мантры, молится о счастье всех живых существ, устремляет свое сознание на достижение Просветления. Некоторые паломники проходят кору вокруг Кайласа, делая полные простирания на протяжении всего пути. Такой проход может занимать от 2х до 3х недель. Приехавшие издалека паломники ограничиваются проходом одной или трех кор вокруг Кайласа. Некоторые йоги, монахи или устремленные практики проходят большее количество кор: 13, 21, 54, 108. Говорят, что если пройти 108 кор вокруг Кайласа, то можно достичь просветления уже в этой жизни.
Тибетцы верят, что чем сложнее кора и чем сильнее устремления паломника, тем больше благих заслуг можно накопить и, тем самым, очистить негативные кармы своего прошлого. На внешней коре вокруг Кайласа самый сложный участок – это перевал Долма ла высотой в 5636 метров над уровнем моря. По поверьям те, кто взойдут на перевал с правильными устремлениями, очистятся от негативных карм прошлого и смогут начать новый, более чистый этап своей жизни, ориентированный на духовное развитие и помощь окружающим.
По астрологическим подсчетам, в особые дни заслуги от обхода священных объектов увеличиваются в десятки тысяч раз. Особыми днями являются благоприятные дни по тибетскому календарю, дни полнолуния, новолуния, солнечного или лунного затмений, а также год лошади.
Для иностранного туриста или паломника 3 дня является оптимальным временем прохождения внешней коры:
- 1 день: Дарчен (4650 м) –> монастырь Дирапук (4950 м)
- 2 день: Монастырь Дирапук (4950 м) –> перевал Долма ла (5636 м) –> монастырь Зутулпук (4835 м)
- 3 день: Монастырь Зутулпук –> Дарчен
На протяжении коры вокруг Кайласа чуть ли через каждые несколько метров встречаются священные объекты: самопроявленные изображения будд, бодхисаттсв и символов просветления, камни мани, расщелины, в которых медитировали буддийские учителя и отшельники, горы – обители просветленных существ и духов-защитников. В этой статье описаны лишь самые главные из встречающихся на коре объектов.
Первый день коры
Дарчен (4650 м) – Первый Чакцель Ганг (4750 м) – Тарпоче (4660 м) – монастырь Чуку (4810 м) – скала Хаягривы (4880 м) – монастырь Дирапук(4950 м)
Первый день достаточно простой, дорогая прямая с небольшими подъемами и спусками. Многие туристы предпочитают ехать на машине до начала коры в Тарпоче (тиб.: དར་པོ་ཆེ Wylie: darpoche) и уже оттуда начинать идти пешком. Мы же советуем идти как тибетские паломники: от Дарчена до Дарчена и не пользоваться транспортом. Таким образом, вы пройдете полную кору вокруг Кайласа. От Дарчена до Тарпоче один час пешком по прямой дороге. На половине пути будет Первый Чакцель Ганг (тиб.: ཕྱག་འཚལ་སྒང Wylie: phyag ‘tshel sgang) или первое место для простираний перед Кайласом. В этом месте хорошо видно пик Кайласа, перед которым паломники делают простирания, зажигают благовония и развешивают молитвенные флажки. В получасе хотьбы от Чакцель Ганг находится Тарпоче – «официальное» начало коры вокруг Кайласа. В полнолуние 4 лунного месяца по тибетскому календарю в Тарпоче проходят грандиозные празднования фестиваля Сага Дава – дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни. В день Сага Давы опускают флагшток, снимают старые молитвенные флажки, вешают новые и поднимают флагшток обратно. После установки флагштока все внимательно изучают его положение, делая предсказания на текущий год: если столб стоит ровно, значит год будет благоприятный; если столб наклонен в сторону Кайласа, то ожидаются бедствия и несчастья; если столб наклонен в противоположную от Кайласа сторону, то следует быть осторожным.
Близ Тарпоче находится плоская возвышенность Драчом Нгагье Дуртро – это кладбище небесных похорон 84 махасиддх, которое освятил сам Падмасамбхава. Это место было также предназначено для небесных похорон лам, монахов и мастеров тибетского буддизма. Рядом находятся отпечатки стоп самого Будды Шакьямуни, куда он приземлился, прилетев вместе с 500 архатами.
Пройдя еще немного, и вы увидите ступы и пещеру, в которой медитировал Наро Бончунг – бонский мастер, побежденный Миларепой.
Мост через реку Лха Чу ведет в монастырь Чуку (Чугу), построенном на горе Ньенри, которая является обителью Кангри Лхацен — божества-защитника окрестностей Кайласа. Этот монастырь был построен в 13 веке и принадлежит школе Друкпа Кагью тибетского буддизма. В монастыре есть три пещеры: в первой медитировал мастер 13 века Готсангпа, во второй – Миларепа, а в третьей пещере под названием «Пещера Слона» медитировал сам Падмасамбхава.
Двигаясь дальше по тропе коры, вы дойдете до Тамдрин Дронканг – скала, на которой самопроявилось изображение Хаягривы – йидам (божество медитации) с лошадиной головой. А чуть далее находятся отпечатки стоп Миларепы.
Первый день коры завершается в монастыре Дирапук (тиб.: འདྲི་རྭ་ཕུག wylie: ‘dri rw phug), что в переводе с тибетского означает «Пещера рога самки яка». Здесь находится пещера Готсангпы, куда его привела богиня Сенге Донгпа, приняв облик самки яка, спасая его от сильнейшего ливня.
Монастырь располагается ровно напротив северного лица Кайласа. В этом месте группы индийских паломников совершают религиозные практики, посвященные Шиве. Отсюда также хорошо видны три вершины, являющиеся обителью трех боддхисаттв: Ваджрапани, Авалокитешвара и Манджунгоша. Большинство иностранных туристов и паломников остаются на ночь или в гест хаусе при монастыре Дирапук, или в гест хаусе напротив. В ночь полнолуния отсюда открывается невероятный вид на Кайлас.
Второй день коры
Монастырь Дирапук (4950 м) –> Шива Цал (5330 м) –> перевал Долма ла (5636 м) –> озеро Тукчже Ченпо (5440 м) –> монастырь Зутулпук (4835 м)
Второй день коры – самый сложный, так как предстоит взобраться на перевал Долма ла. Лучше начинать подъем до рассвета, чтобы избежать палящих лучей солнца. Перейдя через реку Долма Чу, начнется подъем вверх.
Вы дойдете до места под индийским названием Шива Цал или Силвуцел на тибетском – это «место смерти», где бог смерти Ямантака смотрит на накопленные кармы паломников, решая их дальнейшую судьбу. Здесь паломники оставляют какой-то предмет из своей одежды или локон волос, тем самым прощаясь с негативными кармами своего прошлого. Некоторые паломники также ложатся на землю, представляя себя мертвым. Недалеко от Шива Цал находится небольшой горный пик Ваджра Йогини, являющийся кладбищем для умерших лам и паломников. Тропа от Шива Цал до перевала Долма ла символизирует бардо — промежуточное состояние между смертью и новым рождением. Расставшись с прошлым, паломники продолжают свой путь на перевал, который является переходом в новую, более чистую и праведную жизнь.
Перевал Долма ла (тиб.: སྒྲོལ་མ་ལ wylie: sgrolma la) – перевал богини Тары – это одна из главных боддхисаттв в тибетском буддизме, богиня-спасительная, приходящая на помощь всем живым существам. Тара встречает каждого поднявшегося на перевал паломника, даруя любовь, сострадание и всепрощение за грехи прошлого. Тем самым, получая благословение богини Тары, человек возрождается и вступает в новый этап своей жизни. Каждый камень на вершине перевала пронизан качествами тела, речи и ума Будды. На вершине перевала располагается большая груда камней мани и столбы с висящими на них многочисленными молитвенными флажками. Здесь паломники начитывают молитвы и мантры, выполняют свои религиозные практики и вешают флажки.
Спускаясь с перевала Долма ла, вы увидите озеро Тукчже Ченмо, также известное под индийским названием Гаури Кунд. Это ярко-бирюзовое озеро символизирует бескрайнее сострадание. Озеро почти всегда покрыто льдом, но иногда в теплое время года воды оттаивают. Некоторые индийские паломники совершают омовения в этом озере, веруя, что это принисет им избавление от всех болезней.
Во второй половине дня вы дойдете до монастыря Зутулпук (тиб.: རྫུ་འཕྲུལ་ཕུག Wylie: rdzu ‘phrul phug), что в переводе с тибетского означает «пещера чудес». Это пещера, где медитировал Миларепа, оставив отпечаток своих плеч и верхней части спины на скале внутри пещеры. В этом священном месте также есть отпечатки стоп Падмасамбхавы, Еше Цогьял, Короля Гесера и его лошади. Самым священным объектом в монастыре является статуя Миларепы, которую, как говорят, Миларепа сделал собственноручно перед своей смертью. Прям напротив монастыря Зутулпук есть небольшой гест хаус, где можно остановиться на ночь.
Третий день коры
Монастырь Зутулпук -> Дарчен
Последний день коры – самый простой, когда тропа идет практически по прямой до Дарчена. Некоторых туристов здесь встречают машины с водителями и перевозят их в Дарчен, но мы рекомендуем дойти до Дарчена пешком. Тем самым, вы совершите полный обход вокруг Кайласа. После коры большинство туристов предпочитают переехать на озеро Манасаровар, где можно отдохнуть в горячих источниках при монастыре Чиу.
Внутренняя кора
Помимо внешней коры вокруг Кайласа есть кора внутренняя (тиб.: ནང་སྐོར Wyloe: nang skor), на санскрите называемая Нанди кора. Среди тибетцев она известна под названием Нетен Йенлакзунг. Нанди или Нандин – это друг и верховое животное Шивы в виде белого быка. Во многих шиваитских храмах находятся статуи Нандина, которые обычно ставят перед входом в храм лицом к алтарю.
По поверьям внутреннюю кору можно проходить только после 13 внешних кор вокруг Кайласа (по другим данным – после 12 внешних кор). Тропа внутренней коры сложная и опасная – требуется и знающий тропу проводник, и веревки для страховки. Особую опасность представляет камнепад и быстрая смена погоды: если начнется дождь или снег, то паломнику будет чрезвычайно сложно и опасно пройти эту кору.
По дороге из Дарчена до начала внутренней коры находятся два монастыря: Серлунг (4750 м) и Гьяндрак (4970 м). Внутреняя кора начинается с Сердунг Чуксум — 13 чортенов или буддийских ступ, принадлежащих к школе Друкпа Кагью тибетского буддизма. Далее тропа коры проходит между Кайласом и Нанди, в некоторых местах нужно взбираться наверх, используя веревки. На высоте около 5900 метров находится священная пещера Саптариши. Чуть далее находятся два священных озера: черное озеро Цо Капала и белое озеро Цо Кавала. По поверьям в водах белого озера хранятся ключи от самого Кайласа.
Карты и схемы коры вокруг Кайласа доступны для скачивания по ссылке: ТАР: Нгари и Кайлас
График групповых туров на кору вокруг Кайласа цены 2019 г.: Набор Групп
ФОТОГАЛЕРЕЯ КОРЫ ВОКРУГ КАЙЛАСА