Восемь благих символов – это предметы или их изображения, которые можно повсюду увидеть в Тибете. Они пришли в Буддизм из Индии еще до проникновения его в Тибет и дальше в Азию. Поэтому аналоги есть и в индуизме, и в Непале, и в китайском Чань-буддизме, и в Тибете. Предметы используют для ритуалов, а их изображения несут защитную функцию.

Мы поможем Вам расшифровать их значения.

8 благих символов, буддизм, тибетский буддизм, В Тибет из Китая, пермиты в Тибет

Бесконечный узел символизирует вечное время без начала и конца и общность всего сущего, то есть взаимосвязь всех явлений и живых существ. Также он символизирует неразрывность и переплетения мудрости и сострадания. Изображения бесконечного узла часто используют в декоре.

Цветок лотоса. Лотос, рождаясь из мутной болотистой воды, выныривает из нее незапятнанным и поэтому в широком смысле символизирует чистоту. В частности, же – чистоту сознания, которое, родившись в сансаре, все же достигает просветления. С лотосом ассоциируется и сам Будда, и многие важные буддийские божества – на изображениях они часто сидят на лотосе или держат его в руках. Со временем изображение лотоса стало даже символом буддизма.

Пара золотых рыбок, выпрыгивающих из воды, символизируют освобождение от сансары и отсутствие страха утонуть в страдании.

Драгоценный зонт часто ставится над изображениями будд для защиты их от зла. И в целом изображения зонта обозначает защиту от неблагой энергии и болезней: как прячутся от дождя под зонтом, так можно обрести прибежище в Дхарме. Благой зонт часто можно увидеть не только в Тибете, но и в Тайланде или Японии.

Драгоценная ваза. В широком смысле обозначает сокровища и богатства, долгую жизнь и процветание, а в более узком – неиссякаемое учение Будды: со сколькими бы он ни поделился, меньше не становится.

Стяг победы. В узком смысле символизирует победу Будды над демонами, а в более широком – победу над неведением и препятствиями на пути к мудрости.

Колесо Дхармы. Часто его позолоченное изображение можно увидеть на крышах храмов. Восемь спиц обозначают восьмеричный путь (путь к просвещению), а колесо – символ учения, Дхармы. Часто можно увидеть изображения двух оленей по обеим сторонам, глядящих на колесо – это символ первой «оленьей» проповеди Будды в Сарнатхе, когда олени вышли из леса, чтобы послушать слова Учителя.

Белая раковина, спираль которой закручена вправо. В такие раковины часто дуют монахи, призывая всех на молитву. Раковина считается символом пробуждения от сна неведения: как звук раковины разлетается беспрепятственно во все стороны, так и учение Будды распространяется в мире, помогая всем живым существам достичь просветления.