В настоящее время в Тибете есть четыре основные школы тибетского буддизма: ньингма, сакья, кагью и гелуг. У всех школ много общего, а основные отличия кроются в терминологии, опорных текстах, объяснениях пустоты и в интерпретации работы ума.

По историческим сведениям в Древней Индии было 18 буддийских традиций, но до наших дней дошли линии передачи монашеских обетов только из 3 из них:

  • Тхеравада (страны Юго-Восточной Азии: Таиланд, Бирма и др.)
  • Дхармагупта (страны Восточной Азии: Китай, Корея, Япония, Вьетнам)
  • Муласарвастивада (Тибет, Китай, Монголия, буддийские регионы России)

Четыре основные школы тибетского буддизма (ньингма, сакья, кагью и гелуг) следуют линии муласарвастивады начальных и полных обетов для монахов и только начальных обетов для монахинь. Полные обеты для монахинь остались только в линии дхармагупты, которая не представлена в Тибете. Во всех четырех тибетских школах также есть свод обетов для практикующих мирян.

Практика во всех четырех школах тибетского буддизма опирается на сочетание сутры и тантры с использованием техник медитаций и различных ритуалов. Обучение монахов в каждой из школ включает в себя заучивание наизусть множества текстов, но в школе гелуг делается особый упор на логику и изучение посредством философских дебатов.

Философские дебаты монахов в монастыре Лабранг, Амдо, Восточный Тибет

Философские дебаты монахов в монастыре Лабранг, Амдо, Восточный Тибет

Во всех школах принято проходить предварительные практики нгондро, включающие в себя изучение и многократное повторение текстов, простирания, медитации, ритуал подношения мандалы и другие. Но основные составляющие нгондро, тексты, количество повторений и нюансы в выполнении во всех четырех школах отличаются.

Практики одиночного затвора или ретрита также имеют место быть во всех школах тибетского буддизма, но обычно в школе гелуг ретриты практикуются на более поздних этапах обучения, в то время как в школах ньингма, сакья и кагью одиночные затворы практикуют и в начале обучения.

Завершив полный курс буддийского образование монах школы гелуг получает титул геше, в то время как монахи трех других школ зовутся кхенпо.

Во всех четырех школах есть институт тулку – лам-перерожденцев, которых также называют ринпоче, что в переводе с тибетского означает “драгоценный”.

Конечная цель всех четырех школ одинакова – неконцептуальное постижение пустоты всех явлений. Здесь под пустотой не подразумевается, что ничего не существует, а имеется ввиду пустота от независимого существования. Для достижения конечной цели школа гелуг делает основной упор на медитацию на объекте, в то время как три остальные школы опираются на медитацию на самом уме.

Также основные отличия четырех школ являются в используемой терминологии и в объяснении основных концепций о работе ума и пустоты. Более того, часто в монастырских традициях одной и той же школы также присутствуют порой существенные различия в терминологии и интерпретациях.

Буддийский ритуал в монастыре Ронгву, Амдо, Восточный Тибет

Буддийский ритуал в монастыре Ронгву, Амдо, Восточный Тибет

В конце ХХ века тибетский буддизм проник и распространился на Западе. Сейчас все больше и больше западных людей принимает буддизм в качестве своего духовного пути. Многие из последователей, выбрав определенную школу тибетского буддизма, очень категорично и порой даже воинственно относятся к последователям других школ. Но тибетские учителя часто говорят о важности беспристрастного подхода. Конечная цель у всех четырех школ – одна и та же. А то, что каждая школа использует свои методы и терминологию – не так важно для практикующих мирян. А что очень важно – это повышать свой уровень образования. Ознакомившись с основными текстами, объяснениями и терминологии каждой из школ, можно увидеть, что их учения совершенно не противоречат друг другу.

Напоследок хочется заметить, что тибетцы, совершая религиозное паломничество по монастырям, очень редко уточняют какой школы тот или иной храм или монастырь. Каждый тибетец одинаково уважительно относится к каждому буддийскому монастырю вне зависимости от его школы.