За многовековую историю буддизма в нем возникало много разных школ и направлений, которые, в свою очередь, произошли из двух течений буддийского вероучения: южноиндийского буддизма (тхеравады) и северного буддизма (махаяны). Разделение на различные школы буддизма началось практически сразу после ухода Будды Шакьямуни в паринирвану. В течение нескольких веков сформировались две большие группы школ, называемые стхавиравадины и махасангхики, которые дали начало двум основным течениям буддизма нашего времени – Тхераваде и Махаяне (соответственно). Раньше считалось, что буддизм Тхеравады более древний, практически тождественный раннему буддизму, а Махаяна пришла ему на смену, но это не так, так как появились они примерно в одно время. Временем формирования Тхеравады принято считать 1 век нашей эры, когда на Ланке оформилась палийская Трипитака – собрание слов Будды, которе является фундаментом буддизма. В это же время возникли и первые сутры махаяны. А вот между ранним буддизмом и временем формирования этих двух школ лежат несколько веков, поэтому будет неверно отождествлять Тхераваду с ранним буддизмом.
Различия между Махаяной и Тхеравадой весьма существенны: они по-разному понимают и природу Будды, и самую цель следования его пути. Буддизм Тхеравады считает целью личное освобождение, а для Махаяны по сути состояние Будды – лишь средство, его достигают на благо всех живых существ. Здесь важнее уже не нирвана, а полное пробуждение. И главной фигурой для последователя Махаяны является Бодхисаттва – тот, кто стремится достичь просветления на благо всех живых существ.
Еще одним важным различием является отношение к монашеству. Для буддизма Тхеравады только монахи и есть настоящие буддисты, только для них возможно достижение просветления, в то время как Махаяна признает возможность достижения его и для мирян.
Эти и другие различия вылились и в распространении разных форм буддизма в мире. Буддизм Тхеравады из Индии перешел только в страны, формирование которых происходило под влиянием Индии (то есть, страны Юго-Восточной Азии). А в форме Махаяны буддизм и распространился более широко: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Непале, Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии и продолжает свое распространение в странах Европы и Северной Америки. Также следует заметить, что Махаяна была широко распространена в Средней Азии вплоть до приходя туда ислама.
В настоящее время буддизм махаяны можно разделить на два крупных направления: тибетско-монгольское (Ваджраяна, канон на тибетском) и дальневосточное (канон на китайском).
На карте вы можете увидеть то, какие течения буддизма где господствуют на данный момент.