Сегодня поговорим о Будде Шакьямуни с точки зрения Индуизма. А именно о том, что Будда также признан в индуизме как девятая аватара бога Вишну (Кришна, кстати, восьмая). Конечно, с ходу эта информация не так будоражит, как то, что Будда Гаутама канонизирован в христианстве, но детали тоже любопытны. Немного истории: Индуизм (в более-менее современном виде) появился уже после буддизма, и появился, по сути благодаря ему. На момент рождения Будды Шакьямуни в Индии господствовал брахманизм (который следовал за ведизмом и предшествовала индуизму), то есть всевластье брахманов.

С социально-политической точки зрения буддизм родился как оппозиция брахманизму как системе, в которой главную роль во всем играли жрецы-брахманы. Это был период, когда их авторитет стал практически безграничным, без жреца не проходил ни один ритуал (а в Индии повседневная жизнь всегда была очень обрядовой), поэтому, естественно, простой народ в какой-то момент начал бунтовать. Почему я, обычный крестьянин, не могу просто принести пуджру и помолиться, а потом получить блага? А потом появился Будда, который сказал, ребята, вам вообще не нужны все эти условности, вот вам моё учение. С другой стороны, Будда был представитель касты кшатриев (воинов), из которой и происходили цари. Именно это, поддержка со стороны царской власти, поначалу способствовало широкому распространению буддизма в Индии. Таким образом буддизм по сути оппозиционен и враждебен индуизму как продолжателю сначала ведической, а потом брахманской традиции. Почему же и как так вышло, что Будда стал аватаром одного из главных индуистских богов?

Традиционная индийская религия стала трансформироваться в ответ на появление этого инородного тела – буддизма. На самом деле процесс был здесь очень похож на то, как и сам буддизм распространялся за пределы Индии: не миссионерство и насаждение своего единственно правильного видения с требованием отказа от всего прочего, а принятием: Верили китайцы в богиню милосердия Гуаньинь – ну и продолжайте верить, только знайте теперь, что это не просто богиня милосердия, а очень даже бодхисаттва, да не просто, а Авалокитешвара, воплощение сострадания всех Будд. Так же и здесь: не можешь победить – присоединись. Это не Будда пришел и насадил новую религию. Это Вишну в образе Будды специально распространил ересь, чтобы выявить неверных. Также Вишну-Будда убедил Асуров отказаться от вед – в итоге они потеряли свою силу и Боги (Суры) смогли их победить. По сути и все прочие аватары (образы бога) Вишну принимал, чтобы выполнить какую-то задачу.

По другой версии изначально в ведической традиции существовали наставления по поводу жертвоприношений и мясоедения. Но вследствие их сложности в итоге люди пришли к массовому убийству животных, чтобы употреблять их в пищу (шире – грешили под прикрытием своей религии). Вишну в образе Будды отверг свое же учение, которое оказалось слишком сложным для людей, и проповедовал сострадание к братьям нашим меньшим так, чтобы все было понятно. Люди стали благочестивее, исповедуя принципы ненасилия. После чего пришел Шива и восстановил авторитет Вед.

На данный момент в Индии буддистов очень мало, индийцы всегда держались за ТРАДИЦИЮ, а не за религию. У них религия всегда была частью традиции. Ничего не отвергалось, не отбрасывалось, а всё всасывалось и трансформировалось. Был ведический период и верховные боги: Индра, Брахма, Сома, Агни… а потом пришли новые боги Шива, Вишну (хотя он и раньше был, но совсем не в центре внимания). Но с появлением «новых» богов “старички” никуда не делись, просто они отошли на задний план.

В завершение хотим сказать, что современный индуизм – это, как и буддизм, христианство и мусульманство – не монолитная сущность, а лишь общее название для множества течений, объединенных общими базовыми принципами и историей. Поэтому то, что мы рассказали выше о Будде и Вишну, может не приниматься какими-то из них. Но это уже тема для отдельного исследования.