День 1: Прибытие в Лхасу [3658 м]
Добро пожаловать в Лхасу! Прибытие и отдых в отеле для акклиматизации к большой высоте.
День 2: Лхаса
Утром экскурсия в Дворец Поталу, являющейся зимней резиденцией Далай лам. Потала состоит из 13 этажей общей высотой 118 метров. Внутри находится одна тысяча комнат, в которых помещено около двухсот тысяч изображений и статуй буддийских мастеров и божеств. Особое внимание уделяется ступам, в которых хранятся реликвии Пятого и Тринадцатого Далай лам. В настоящее время Потала привлекает тысячи буддийских паломников. Они обходят коры вокруг Дворца, начитывают мантры и молитвы, делают простирания. После обеда посещение Храма Джокханг со священной статуей Чжово Будды и площади Баркхор, по которой сотни тибетцев делают коры (ритуальные обходы) вокруг храма. Далее посещение храма Рамоче, являющегося вторым по значимости после Джокханга. В Рамоче хранится святая статуя Будды в возрасте 8 лет, привезенная из Непала в 7 веке.
День 3: Лхаса
Утром поездка в монастырь Дрепунг, находящейся в 10 км от Лхасы. Дрепунг — самый крупный буддийский монастырь и университет школы гелуг тибетского буддизма. Монастырь Дрепунг был основан в начале 15 века Джамьянг Чодже — учеником Чже Цонкапы, великого реформатора и основателя школы гелуг. До возведения дворца Потала монастырь Дрепунг также служил резиденций Далай лам. Во второй половине дня поездка в монастырь Сера, который также был построен в начале 15 века вторым учеником Чже Цонкапы Сакья Еши. В Сере вы посмотрите знаменитые философские дебаты монахов. После дебатов можно севершить кору вокруг монастыря.
День 4: Лхаса – монастырь Ганден — монастырь Самье
Утром поездка в монастырь Ганден — один из главнейших монастырей школы гелуг тибетского буддизма, построенный под руководством основателя этой школы — ламой Цонкапой. Дорога в монастырь захватывает дух — подъем по серпантину почти на тысячу метров. Из монастыря открывается невероятный вид на океан снежных вершин, которые, подобно гребням волн, простираются на сотни километров. Далее переезд в монастырь Самье — самый первый буддийский монастырь в Тибете. Самье был построен в конце 8 века под руководством царя Тибета Трисонг Децена, который пригласил в Тибет Шантаракшиту — великого индийского буддийского ученого и настоятеля университета Наланды. Царь вместе с Шантаракшитой начали строительство монастыря Самье, но из-за злых духов и вредоносного влияния царских министров было невозможно довести до конца стрительтво монастыря. Тогда Шантаракшита посоветовал царю пригласить в Тибет известного буддийского мастера Падмасамбхаву. Тот принял приглашение, прибыл в Тибет и уничтоженил все негативные влияния, препятствующие строительству монастыря. Тем самым, монастырь Самье наконец-то был возведен. Этот монастырь постепенно стал центром, из которого Буддизм распространился во все уголки Тибета. Ночь в отеле или гест хаусе близ монастыря.
День 5: Самье — ретритные пещеры Чимпу — Цетханг
Утром — короткий трек в Чимпу — комплекс на горе, представляющий собой пещеры для медитаций и хижины отшельников. Даже в наши дни в этих пещерах медитируют монахи и отшельники. Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) после основания монастыря Самье в этих пещерах передал учения тибетского буддизма 25 ученикам, среди которых был и царь Тибета Трисонг Децен. Во второй половине дня переезд в Цетханг — крупный город, расположенный в долине реки Брахмапутра (Ярлунг Цангпо). Осмотр дворца Юмбулхаганг — самого первого здания и дворца, построенного в Тибете во втором веке до нашей эры. Юмбулхаганг также был резиденцией Нятри Ценпо — первого царя Тибета. Ночь в Цетханге.
День 6: Цетханг — озеро Ямдрок [4442 м]– монастырь Самдинг — Гьянтце [3900 м]
Утром переезд на озеро Ямдрок Юмцо, которое считается одним из четырех наиболее почитаемых озер в Тибете. Посещение монастыря Самдинг — единственного в Тибете монастыря, управление которого ведется женщиной-монахиней. Аббот монастыря — Самдинг Дордже Пагмо — самое главное женское воплощение в Тибете. Далее переезд через два горных перевала – Карола и Симила в город Гьянтце. Посещение монастыря Пелкор Чоде с древнейшей ступой Кумбум, осмотр городской крепости.
День 7: Гьянтце – Шигадзе [3836 м] — монастырь Сакья [4300 м]
После завтрака двухчасовой переезд в Шигадзе — второй по величине город в Центральном Тибете. Осмотр монастыря Ташилунпо — резиденции Панчен лам. Здесь располагается огромная статуя Будды Майтреи (Будда Будущего), у которой можно попросить удачу и исполнения желаний. Далее переезд в монастырь Сакья (11 век) – самый главный монастырь школы Сакья тибетского буддизма.
День 8: Сакья — Сага [4640 м]
Целый день в пути по горным дорогам через 4-5-тысячные горные перевалы, с которых открываются непередаваемые виды на цепь Гималайских вершин. Ночь в Саге — небольшом поселке, расположенном близ реки Ярлунг Цанпо (Брахмапутра).
День 9: Сага — Парьянг [4700 м]– озеро Манасаровар [4558 м]
Проезжая по долине вы сможете насладиться прекрасными видами горных вершин и обширных долин, на которых кочевники пасут свои стада яков и овец. Дальше и дальше к югу-западу пейсажи будут сменяться на песчаные дюны, скалистые горы и вершины, покрытые снегом. В зависимости от сезона, кочевники и бродячие торговцы одеваются в цветные национальные одежды. На обед остановка в небольшом городе Парьянг, который считается одним из самых высокогорных городов мира. В этом маленьком городе складывается ощущение, что небо находится так близко, будто вытянув руку, до него можно докоснуться. В городе есть несколько тибетских и китайских ресторанов, а также несколько торговых лавок, где можно купить печенье, напитки и конфеты. Приближаясь к озеру Манасаровар, во второй половине дня вы впервые увидите могущественную вершину горы Кайлаш. Ночь в гест хаусе на берегу озера. Вас ждет звездное небо, светящаяся в ночи вершина Кайласа, чистейший воздух и абсолютное спокойствие озера Манасаровар.
День 10: Священное озеро Манасаровар [4588 м]
Целый день на озере Манасаровар. Тибетцы считают его священным и называют «Мапхам Цо» — непобедимое озеро. Манасаровар также священен для индуистов. По легендам это озеро было первым объектом, сотворённым в сознании Брахмы. На санскрите озеро называется «Манас саровара», где «манас» — это сознание, а «саровара» — озеро. Вода озера считается священной и очищающей все грехи и негативные кармы прошлого. На берегу озера находится монастырь Чиу — древний монастырь школы Друкпа Кагью тибетского буддизма. Когда Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) принес из Индии буддизм в Тибет, он оставался в Стране Снегов на протяжении 55 лет. Когда пришло его время покинуть Тибет, он неделю медитировал в пещере близ озера Манасаровар, впоследствии на месте которой был построен монастырь Чиу. Рядом с монастырем есть горячие источники, в которых могут искупаться все желающие. В нескольких километрах от озера Манасаровар находится озеро Ракшас Тал, напоминающее по форме полумесяц. На этом озере почти всегда волны, пасмурно и ветренно. В водах озера нет ни рыбы, ни водорослей. Местные считают это озеро темным началом, негативной и неизвестной стороной сознания.
День 11: озеро Манасаровар [4558 м] — Тиртхапури [4330 м] — монастырь Гуругьям — Тхолинг
Утром переезд в Тиртхапури — одна из святынь Западного Тибета. Монастырь Тиртхапури стоит на скале рядом с горячими источниками и пещерой Ваджравахари, где медитировали Падмасамбхава и его супруга Еше Цогьял в 8 веке. Мы сможем пройти кору вокруг монастыря (1 час пути), в конце которой в скале есть «отверстие на проверку кармы». Каждый желающий может протянуть руку в отверстие и, не глядя, взять два камушка: если вы вытащите два белых камушка, то у вас хорошая карма; если один белый и один черный камень, то у вас смешанная карма, над которой нужно работать; а если два черных камня, то у вас преобладает негативная карма. Буддисты верят, что паломничетство очищает негативные кармы, а восхождение на перевал Долма-ла на коре вокруг Кайлаша помогает очищению от грехов. Далее короткий переезд в бонский монастырь Гуругьям — один из самых главных бонских монастырей в Западном Тибете. Во второй половине дня переезд в Тхолинг (иные названия: Толинг, Джада, Зада, Занда), который ранее был столицей королевства Гуге. Здесь есть одноименный монастырь Тхолинг, построенный в конце 10 — начале 11 веков под руководством великого тибетского переводчика Ринчена Зангпо. За свою жизнь он построил 108 монастырей и храмов в Западном Тибете и Ладакхе, в то время как Тхолинг и Цапаранг — лишь некоторые из сохранившихся. Тхолинг и Цапаранг являются лучшими примерами буддийской архитектуры королевства Гуге, которые сохранились вплоть до настоящего времени. В Тхолинге есть ряд ресторанов и гест хаусов, где мы и проведем эту ночь.
День 12: Тхолинг — Цапаранг
Утром переезд в Цапаранг — древний пещерный город королевства Гуге. Он представляет собой высеченные в горе сооружения с дворцом и храмами, где жили правители и монахи. У подножия горы была крестьянская деревня. Под горой была прорыта целая система тоннелей, которая соединяла многие храмы между собой. Некоторые верят, что Цапаранг когда-то был центром легендарной Шамбалы — мифической страны.
День 13: Цапаранг — Дарчен
Неспешный шестичасовой переезд в Дарчен. Остановки на прогулки и фотографии.
День 14: Дарчен — Кайлаш кора день 1
Вся кора протяженностью в 53 км. Первый день — достаточно простой. Тропа коры проходит мимо «кладбища 84 махасиддх», затем по левую руку на склоне горы стоит монастырь Чугу школы Кагью, в котором хранится раковина буддийского мастера Наропы. Во второй половине дня мы дойдем до монастыря Дирапук, где и останемся на ночь. В этом монастыре сохранилась пещера, где медитировал буддийский святой Миларепа. Дирапук смотрит прямо на северное лицо Кайлаша. Из крыши монастыря Кайлаш предстает во всем своем могуществе и красоте. Напротив северного склона индуисты молятся Шиве. Последователи индуизма верят, что на вершине Кайлаша находится обитель Шивы, а сам пик — это отображение Меру — космической горы, которая является центром Вселенной. Буддисты считают Кайлаш местом обитания Будды Шакьямуни в облике гневного божества Чакрасамвары, покровителя одной из высших тантр буддизма ваджраяны. Ночь в гест хаусе при монастыре или в палатках.
День 15: Кайлаш кора день 2 [5637 м]
Самый сложный день коры, так как нам предстоит перейти через перевал Долма-ла (5637 м). Буддисты верят, что все те, кто взобрался на перевал Долма-ла, избавляются от грехов и негативной кармы, тем самым, начиная новую жизнь, полную смысла и осознанности. Поднявшись на перевал Долма-ла, мы развесим молитвенные флажки, сделаем подношения и помолимся о счастье всех живых существ. Далее тропа коры ведет вниз вплоть до монастыря Затулпук, который также является местом паломничества Миларепы. Ночь в гест хаусе при монастыре или в палатках.
День 16: Кайлаш кора день 3 — возвращение в Дарчен
После завершения коры вокруг горы Кайлаш возвращение в Дарчен. Отдых в гест хаусе после коры.
День 17: Дарчен — монастырь Серлунг — Кайлаш внутренняя кора — переезд на Манасаровар
В этот день желающие смогут совершить короткий трек к южному лицу Кайлаша, а также при благоприятных обстоятельствах совершить внутреннюю кору. Ночь в гест хаусе на берегу озера Манасаровар. Отдых в горячих источниках.
День 18: Озеро Манасаровар – Парьянг – Сага
Путешествие обратно в Лхасу, наслаждаясь по дороге прекрасными видами Гималаев, останавливаясь на короткие прогулки и фотографии.
День 19: Сага – Чжангму
Переезд до границы с Непалом. Часть группы выезжает в Непал, остальные проводят вечер в Чжангму.
День 20: Чжангму – пещера Миларепы — Шигадзе
Переез в Шигатце. По дороге заезд в пещеру Миларепы. В Шигатце ужин в тибетском ресторане. Отдых после путешествия в Западный Тибет.
День 21: Шигадзе – горячие источники Янгпачен — озеро Намцо [4720 м]
Переезд на озеро Намцо, которое не только является одним из священных озер Тибета, но также и самым высоким соленым озером в мире. На озере есть необитаемые острова, на которых медитируют отшельники. Зимой, когда озеро замерзает, они переходят туда с запасом продовольствия и остаются как минимум до следующей зимы. Здесь вы сможете попить тибетского чая вместе у местных кочевников и покататься верхом на их лошадях. Ночь в гест хаусе на берегу озера.
День 22: Озеро Намцо — Лхаса
Во второй половине дня, вернувшись в Лхасу, свободный вечер на шоппинг, рестораны и чайные.
День 23: Отбытие из Лхасы
Трансфер в аэропорт или на вокзал. Прощание с Тибетом!
Маршруты могут изменяться без предварительного оповещения.