Храм Джоканг (Jokhang, тиб.: ཇོ་ཁང་ jokhang, кит.: 大昭寺 dazhaosi) или Цуклаканг (Tsuglagkhang, тиб.:་གཙུག་ལག་ཁང་ gtsug lag khang) — «сердце Лхасы», «Великий Храм Лхасы» — является самым священным и почитаемым местом буддийского паломничества как и в Лхасе, так и во всем Тибете. Джоканг в переводе с тибетского означает «Дом Будды». Здесь хранится самая священная статуя всего Тибета – 12-летний Джово Будда. В Джоканг съезжаются паломники из всех уголков Страны Снегов. Они совершают простирания перед главным входом, делают подношения масла в горящие на протяжении многих веков лампады, возносят молитвы о счастье всех живых существ. Храм Джоканг обязательно стоит в программе любого тура в Тибет. А для многих туристов-буддистов именно Джоканг является главным местом паломничества в Тибет, наряду со священным Кайласом.
История храма Джоканг
Джоканг располагается в историческом центре Лхасы на площади Баркхор. Строительство храма было начато в 7 веке во время правление царя Сонгцена Гампо. Место для будущего храма выбрала принцесса Вэньчэн — китайская супруга царя, а его строительством руководила непальская супруга царя по имени Брикути. Тем самым, храм Джоканг был построен на важнейшем месте силы в соответствии со всеми принципами геомантии (фэншуй). Внешний вид храма отразил в себе культуру Китая, Тибета, Непала и Индии.
В 7 веке буддизм только начал свое распространение в Тибете, тесно взаимодействуя с древней тибетской шаманской религией Бон, последователи которой имели дело с духами и демонами, населяющими всю Страну Снегов. Царь Сонгцен Гампо был ревностным буддистом, который достиг многих духовных реализаций. Однажды, будучи в глубокой медитации, он вышел из тела и взлетел высоко в небо, откуда увидел, что земля Тибета подобна телу упавшей на спину гневной демоницы. И если эту демоницу не укротить, то она будет препятствовать распространению буддизма в Тибете. Тогда Сонгцен Гампо решил усмирить демоницу, построив на ее теле буддийские храмы.
Принцесса Вэньчэн, используя принципы фэншуй, высчитала, что сердце демоницы располагалось в самом центре Лхасы под водами озера Охтанг, поэтому было нужно как можно скорее озеро осушить и на его месте построить храм, который бы заменил сердце гневной демоницы на сердце буддизма. Этим храмом и стал храм Джоканг. Когда в 638 году начали воздвигать храм Джоканг, местные бонские духи мешали строительным работам. Так, долгое время не удавалось осушить озеро Охтанг. Днем люди засыпали озеро землей, а ночью духи выносили из озера всю землю обратно. Тогда Сонгцен Гампо погрузился в медитацию, во время которой ему пришло решение этой проблемы: озеро Охтанг должно было быть засыпано землей из священного места Драк Йерпа, находящегося в 35 километрах от Лхасы. Причем земля из Драк Йерпы должна быть принесена на козлах. Решение принесло плоды – озеро было осушено и в 647 году храм Джоканг был наконец возведен. В то время храм носил имя Раса Трулнанг (тиб.: ར་ས་འཕྲུལ་སྣང་ rasa ‘phrul snang), что в переводе с тибетского означает «Магическое Видение Расы». Ранее Лхаса называлась Раса – «место козлов», а после строительства Джоканга имя было переименовано в Лхасу – «место Богов».
Помимо Джоканга царь Сонгцен Гампо выстроил на теле демоницы «четыре монастыря четырех сторон света» и еще восемь буддистских монастырей. В сумме было построено 12 буддийских храмов, которые располагались тремя кольцами по всей территории Тибета. В каждом из трех колец находилось по четыре храма: первые четыре храма закрепили бедра и плечи демоницы, создав защитное кольцо вокруг Лхасы. Вторая четверка закрепила ее колени и локти, а третья четверка – руки и ноги. Таким образом, демоница было полностью покорена и буддизм в итоге укоренился и стал активно распространяться в Тибете.
Архитектура храма Джоканг
Главные ворота храма обращены в сторону Непала, откуда прибыла в Тибет принцесса Брикути. Первоначальный облик Джоканга был оформлен в неварском стиле. Впоследствии к дизайну были добавлены элементы модели буддийского монастыря Викрамашилы северо-западной Индии. Принцесса Брикути планировала завершить строительство Джоканга в виде трехэтажного храма, но во время ее жизни было построено только два этажа. Это свидетельствует о преждевременной смерти принцессы. Однако позднее третий этаж был достроен, после чего Джоканг стали символизировать с Трикаей — тремя телами Будды: Дхармакая, Самбхогакая и Нирманакая. В то же время трехэтажный Джоканг символизирует три сферы местропребывания – Тридхату: Сфера чувственного, Сфера форм и Сфера отсутствия форм.
Святыни храма Джоканг
В храме находятся множество статуй Будд, бодхисаттв и дхармапал. Главный храм Джоканга называется Цамканг Ума, где располагается самая священная статуя всего Тибета – Будда Шакьямуни или Джово Будды в возрасте 12 лет, привезенный китайской прицессой Вэньчэнь. Эта статуя была изготовлена скульптором по имени Вишвакарман из Капалавасту. Позднее индийский правитель королевства Магадха подарил эту статую правителю Китая. И уже в 7 веке принцесса Вэньчэн привезла ее в Тибет. Изначально для этой статуи был построен храм Рамоче, располагающийся вблизи Джоканга, где и находился Джово Будда вплоть до культурной революции середины 20 века. В то время как храм Джоканг был построен для статуи Будды Акшобхьи (тиб. འཁྲུགས་པ་མེད་པ་ ‘khrugs pa med pa / མི་བསྐྱོད་པ་ mi bskyod pa) в возрасте 7 лет, привезенный непальской принцессой Брикути. Так с 7 века вплоть до культурной революции 12-летний Джово Будда был в храме Рамоче, а 7-летний Акшобхья – в храме Джоканг. Однако во время культурной революции на эти статуи шла охота, поэтому с целью сохранения их поменяли местами.
Помимо Джово Будды в храме Джоканг хранятся и другие священные статуи и изображения, среди которых есть и самопроявленные – изображения Будды, которые сами по себе проявились на стенах.
Другие святыни – статуя защитницы всего Тибета Палден Лхамо с лягушачьим лицом, храм Будды Будущего, храм Авалокитешвары — бодхисаттвы сострадания, храм Амитаюса, а также внушительный алтарь Гуру Ринпоче, алтарь Цонкапы и другие. В сумме в Джоканге насчитывается около 800 древних священных статуй будд и бодхисаттв, но большинство из них недоступны для посетителей.
Джоканг сегодня
В настоящее время Джоканг представляет собой четырехэтажный храм с крышей из позолоченной бронзы. Перед главным входом в Джоканг тибетцы читают молитвы, выполняют простирания, а также часто можно увидеть тех, кто выполняет практику подношения мандалы. Напротив главного входа есть небольшой подвал, где постоянно горит тысяча масляных лампад.
Вокруг Джоканга проходит одна из самых священных “кор” (обход по часовой стрелке буддийской святыни) – “Баркхор кора”, на которой с утра до вечера ходят сотни тибетцев — как и местные из Лхасы, так и приехавшие издалека паломники. На площади Баркхор и на самой коре вокруг храма Джоканг располагается множество магазинов с тибетскими сувенирами, тханками, буддийскими статуями, тибетской одеждой и украшениями, тибетские чайные и рестораны на любой вкус. В вашей поездке в Тибет вы сможете не только насладиться Тибетом, но и увезти его частичку домой.
В Тибете есть много мест силы, святынь, монастырей и священных вершин, но храм Джоканг обязателен для посещения как для паломников, так и для приезжающих туристов. Джоканг – это сердце Лхасы, сердце всего Тибета и сердце буддизма.
«В наше время, в наш век Будду представляет статуя Джово и Каньгьюр. Именно это он оставил после себя. Если человек умирает, не встретившись ни с тем, ни с другим, это, по моему мнению, все равно, что с пустыми руками вернуться с острова сокровищ.» — Джамьянг Кхьенце Вангпо