Расположенный примерно в 5 километрах от центра Лхасы, монастырь Сера (тиб. སེ་ར, кит. 色拉寺) – это крупный и известный монастырь школы гелуг тибетского буддизма. Какая поездка в Лхасу сможет обойтись без посещения этого монастыря. К тому же монастырь Сера очень популярен своими философскими дебатами, которые проходят каждый будний день после обеда. Уделите время в вашем туре в Тибет на это удивительное действо.

Сера был основан в 1419 году Сакья Еши – учеником ламы Цонкапы. В то время Чже Цонкапа и его ученики уже некоторое время жили отшельниками в горах выше.

В пору расцвета в монастыре было пять факультетов-школ (дацанов), но ко времени китайской интервенции в 1959 году осталось всего три: Сера Мэй (специализируется на базовых принципах Буддизма), Сера Чже (тут обучаются монахи из других монастырей Центрального Тибета) и Сера Нгагпа (специализируется на изучении тантры).

Ориентироваться в монастыре Сера несложно: прямо по центру территории проходит дорога, которая делит ее на две части. В восточной располагаются главный молельный зал и жилые помещения монахов, а в западной – помещения школ-дацанов. Такие школы учреждались еще Цонкапой для подготовки монахов.

Когда-то количество монахов в Сере было около 5000, но сейчас оно сократилось на 90%, а разрушенные в 1959 году здания монастыря еще не полностью восстановлены. И, тем не менее, Сера достойна посещения, особенно с утра, когда монастырская жизнь бьет ключом. Другое хорошее время для посещения – вторая половина дня в будни, ведь с 15 до 17 в специальном саду проводятся знаменитые философские дебаты монахов. Храмы начинают закрываться к 15 часам, так что мы советуем приехать пораньше, посмотреть монастырские храмы, а потом присоединиться к наблюдателям за монашескими дебатами.

Монахи на философских дебатах

Монахи на философских дебатах

Тибетские монахи-беженцы после 1959 года также основали одноименный монастырь в Индии возле города Майсур. Индийская Сера построена по подобию тибетской, однако, там всего два факультета: Мэй и Чже, так как среди беженцев-основателей не было выходцев с факультета Нгагпа. Индийская Сера гораздо многочисленнее своего Тибетского собрата, там на данный момент насчитывается порядка 3000 монахов (в Тибетской в 2008 году было 550). В индийской Сере обучается много китайцев, европейцев и американцев, желающих стать буддийскими монахами (россияне и монголы, как правило, учатся в Дрепунге).

Дацан Сера Мэй

Чтобы добраться сюда, следуйте по часовой стрелке за паломниками, мимо жилых зданий Цангба Кангцанг и Цова Кангцанг и нескольких более мелких строений. Школа Сера Мэй – ровесник самого монастыря, построена также в 15 веке. Правда, первоначальный молельный зал Мэй-дацана был уничтожен молнией и перестроен в 1761 году.

Центральное изображение внушительного главного молельного зала – Будда Шакьямуни в окружении Джампы и Манчжушри. В задней части – 4 более маленьких храма. Слева – темный храм, посвященный защитнику дхармы и хранителю востока (изображен в медных доспехах). В этом храме можно полюбоваться на маски, железные молнии и зеркала, висящие на потолке. Женщинам вход в этот храм запрещен.

Монастырь Сера

Монастырь Сера – очередь в храм Хаягривы

В Центральном храме – статуи Будд прошлого, настоящего и будущего, а также 16 архатов в своих горных пещерах. Обратите внимание на Дагце Чжово – статую Будды Шакьямуни, созданную в 15 веке, – это самая священная реликвия в школе Мэй. В последнем храме, посвященном Цонкапе, много изображений Далай Лам и основателя и первого настоятеля монастыря Сера – Сакьи Еши.

Дацан Сера Нгангпа

Это самое старое здание монастыря, построенное в 1419 самим Сакьей Еши. Нгагпа – самый маленький из дацанов Серы и специализируется он на изучении тантры.

В главном зале – статуя Сакьи Еши в черной шляпе, в окружении других знаменитых лам Серы. Статуя основателя была, вероятно, подарена монастырю китайским императором Юнлэ династии Мин в самые ранние годы после его основания.

В задней части – три храма: первый посвящен Джампе и тысячерукому Ченрезигу (Авалокитешваре). Во втором вы увидите 16 архатов и большую статую Шакьямуни, а в третьем – статую божества-защитника Дордже Джигчже (Ямантака) и, справа от него, Вайшравану (одного из четырех Небесных царей, защитника севера), держащего мангуста, изо рта которого изливаются драгоценности. На втором этаже есть еще пара помещений с изображениями Будд и реликварными чортенами прошлых настоятелей монастыря.
После выхода из храма большинство пилигримов также заходят в Чжарунг Кхангцанг (жилое помещение школы).

Дацан Сера Чже

Это крупнейшая из школ Серы, расположенная возле западного входа. Здесь самый красивый молельный зал, завешенный тханками и очень светлый, благодаря большим окнам. Фрески на стенах изображают деяния Будды. Здесь расположены чортены с реликвиями самых известных лам Серы и троны Далай Ламы и Панчен Ламы. А слева от молельного зала – проход, ведущий через храм, посвященный Буддам прошлого, настоящего и будущего, в самое священное место Серы – храм Тамдрина. Тамдрин – это тибетское название Хаягривы, гневного божества-защитника Учения, изображаемого с лошадиной головой. Хаягрива – главное божество монастыря Сера, в его храм часто стоит целая очередь паломников, жаждущих прикоснуться лбом к его ногам в знак уважения и получить специальное благословение: монахи рисуют всем паломникам черную точку на носу, которая убирает сглаз и влияние злых духов. Здесь монахи также продают защитные амулеты. Резное медное святилище напоминает храмы в долине Катманду. С потолка свисают оружие, шлемы и маски. На втором этаже также есть храм, посвященный Хаягриве, но здесь он представлен в своем другом аспекте.

Девочка, получившая благословение Хаягривы

Девочка, получившая благословение Хаягривы

За главным молельным залом – храм со статуей Шакьямуни, сидящей под мандалой на потолке. Паломники поднимаются по лестнице справа, чтобы прикоснуться к его ноге. Следующие две часовни посвящены Цонкапе и Манчжушри. Отсюда можно подняться к храмам на следующем этаже.

К северо-востоку от помещений Сера Чже располагается двор, где проходят дебаты монахов. Дебаты проходят обычно по будням с 15 до 17, и уже при приближении к Сера Чже вы услышите споры и хлопанье в ладоши, которыми монахи подчеркивают свои доводы. Обычно спор происходит между двумя монахами: один из которых, стоя, задает вопросы своему сопернику, сидящему напротив. Философские дебаты – это важный элемент обучения буддизму в Сере – споря друг с другом монахи упражняются в логике и начинают лучше понимать философские принципы, которые они изучают. Хотя дебаты монахов – это распространенная в разных монастырях практика, но считается, что в Сере своя уникальная традиция ведения философского диспута. Традиция монашеских споров проникла в Тибетский буддизм из Индии в 8 веке н.э.

Философский диспут монахов всегда проходит по строгим правилам. Дебаты всегда разворачиваются по определенному расписанию в присутствии учителей. Сессия начинается призывом к бодхисаттве мудрости Манчжушри, зачитываемым громко и высоким тоном. В диспуте принимают участие два монаха: «защитник», призванный защитить свою точку зрения на предмет спора, и «вопрошатель», который задает вопрос или тему для размышления. Защитник должен ответить на вопрос или развить тему в ограниченное время. Вопрошающий может специально задавать вопросы, чтобы сбить защитника с толку или завести в тупик. Концом дебатов является признание какой-то из точек зрения, либо утверждение, что «истина не установлена». При этом в дебатах не предусмотрена роль судьи или арбитра, и если несколько защитников успешно защищают разную точку зрения, победитель определяется формально.

Философские дебаты в монастыре Сера

Философские дебаты в монастыре Сера

Самое интересное для наблюдателя в дебатах – это особая подчеркнутая мимика и жестикуляция участников. У каждого жеста есть свое значение, например, хлопок в ладоши призван подчеркнуть значимость аргумента, а если защитник ошибается, его оппонент трижды обводит рукой вокруг его головы и громко вскрикивает. С каждым новым вопросом наставник монахов ударяет правой рукой по левой. А если защитник выигрывает дебаты, он символически толкает вопрошающего, что символизирует его сомнение в мудрости этого монаха.

Особенно любят монашеские дебаты фотографы, которые кружат вокруг спорящих, выискивая ракурсы.

Хамдонг Кангцанг

Хамдонг служит жилым помещением монахам из Сера Чже. У входа можно заметить три фотографии Экая Кавагути, японского монаха, который тайно учился здесь в 1901 под видом китайского монаха. Экай был первым зафиксированным в истории японцем, посетившим Тибет.

По пути вниз с холма обратите внимание на наскальные изображения Манчжушри, Ченрезига, Ваджрапани и зеленой Тары.

Главный молельный зал в монастыре

Главный молельный зал в монастыре

Главный молельный зал

Цонгчен или главный молельный зал – крупнейшее здание в Сере, датируемое 1710 годом. Особенно внушительно выглядит центральный зал с Тханками во всю стену и двухэтажной статуей Щампы. Слева от статуи – трон 13 Далай-Ламы и фигура Сакьи Еши, основателя Серы. Обратите внимание, в этом зале еще находятся очень искусно сделанные фигуры из ячьего масла.

В задней части здания – еще три храма, в том числе один – с 6-метровой статуей Щампы. Статуя занимает два этажа и на нее можно полюбоваться и со второго этажа.

А еще на втором этаже – слева от центральной часовни – очень почитаемая статуя тысячерукого Ченрезига (Авалокитешвары). Паломники прикасаются лбами к трости, таким образом прикасаясь к сердцу сострадания (ведь Авалакитешвара – воплощение бесконечного сострадания). Дорога, по которой идут паломники, приводит в это здание с задней его стороны, так что, возможно, и вы тоже сперва попадете в этот храм, а уже потом – в главный молельный зал.

К востоку от Цонгчена находится монастырская кухня, в которую тоже можно заглянуть.
Также в Сере можно посмотреть на печатные блоки, с помощью которых создаются тибетские книги печа. Здесь можно фотографировать за 5 юаней, а за 25 – приобрести созданные здесь печатные издания.
Возле входа в монастырь можно перекусить в простом, но милом монастырском ресторанчике.
Входной билет в монастырь стоит 50 юаней, стоимость фотосъемки – от 15 до 30 юаней за храм, а цена за видеосъемку огромна – 850 юаней.

Монастырь Сера

Дхармачакра на крыше монастыря Сера

Кора вокруг монастыря

Кора вокруг Серы займет около часа и мы очень рекомендуем ее пройти. Она начинается у выхода и идет на запад вокруг монастырских стен. С восточной стороны на спуске вы увидите яркие изображения на камнях, а рядом с ними – стену, на которую вывешивают огромную тханку во время праздников.

Если сойти с тропы коры в районе стены тханки, можно выйти к ретритным пещерам Чодинг. С этих пещер и начался монастырь Сера – изначально здесь медитировал Цонкапа с учениками, один из которых позже основал монастырь. От пещер открываются живописные виды на монастырь и на долину внизу.