На берегах озера Ямдрок, в 10 километрах к востоку от Накарце, расположен монастырь Самдинг (тиб.  ཡར་འབྲོག་བསམ་སྡིང་དགོན།, кит. 桑丁寺). Он построен на горном кряже, разделяющем пару более мелких озер, окруженных северным и южным рукавами большого озера. Это интересное место для посещения и хорошая база для прогулок по окрестностям. От монастыря открываются прекрасные виды на озеро Думо-тцо и снежные вершины гор на юге.

Камень на берегу озера

Камень с названием озера на китайском языке

Монастырь Самдинг наиболее известен тем фактом, что он всегда возглавлялся женщиной – перерождением ламы Дордже Пагмо. Первая Дордже Пагмо (монашеское имя – Чокъи Дронма) родилась в начале 15 века в семье царя Лхаванга Гъелцена. Она родилась, когда все ждали появления наследника трона, и придворный лама предположил, что девочка – это инкарнация какого-то божества. Свое первое имя она дала себе сама во сне своей матери: оно переводится как Драгоценная Королева. Когда принцессе было шесть лет, у нее родился брат, будущий король, и девочка впервые заявила желание уйти от мира. Тем не менее, детство и юность принцессы прошли в родительском доме, она росла волевой и умной, рано научилась читать и писать. Когда пришло время, девушку выдали замуж за царя соседнего царства Лато Лхо – сильного потенциального союзника ее отца. И принцесса отправилась в путь к будущему мужу. Несмотря на то, что в царстве мужа сильна была традиция Бон, девушка осталась верной буддизму. После трагической смерти маленькой дочери, молодая королева окончательно решилась оставить мирскую жизнь и принять монашество. Несмотря на суровое сопротивление семьи своего мужа, девушка достигла цели – ее отпустили из замка и позволили принести клятву. По прибытии в монастырь принцесса получила свое монашеское имя – Чокъи Дролма. Духовного учителя Чокъи Дролмы нередко критиковали, что он принял женщину в монастырь, но он всегда вставал на ее защиту. Благодаря ему и прочим своим учителям, она достигла высшей ступени в обучении. С самого начала своей монастырской жизни, она подчеркивала равенство между мужчинами и женщинами перед религией и помогала обучать новых монахинь.

Монастырь Самдинг

Монастырь Самдинг

Чокъи Дролма помогала улаживать споры, поддерживала новых учеников, после смерти своего учителя, она много сил положила на сбор и издание его записей, параллельно поддержав новую для Тибета технологию типографской ручной печати с помощью деревянных блоков. Чокъи Дролма прожила насыщенную активную жизнь, активно поддерживая искусство, архитектуру, передовую инженерную мысль. Она основала несколько монастырей, особенно поддерживая женское монашество. Её жизнь оставила большой след в истории Тибета. После смерти Чокъи Дролмы в возрасте 33 лет, ее ученики отправились на поиски девочки, в которую переродилась её душа. Так появилась линия перерождения Лам-женщин, первая и самая известная в Тибете. Дордже Пагмо очень почитаема, можно сказать, что она находится на третьем месте в иерархии после Далай и Панчен лам. Как и первым двум ей было разрешено передвигаться в паланкине или на носилках – королевская привилегия, недоступная прочим религиозным деятелям. В отличие от обычных монахинь, Дордже Пагмо может отпускать длинные волосы. Однако она не может спать лежа: ей позволено спать сидя в течение дня, но ночи она проводит в медитации.

Роспись традиционной тибетской мебели для храмов монастыря

Роспись традиционной тибетской мебели для храмов монастыря

Дордже Пагмо по легенде совершала и чудеса: так, монастырь Самдинг она основала на озере Ямдрок, чтобы усмирить свирепое наводнение в Тибете. А в 18 веке во время вторжения джунгар, она превратила 80 монахинь своего монастыря в свирепых кабанов и захватчики, напуганные ее волшебной силой, повернули назад, оставив награбленные богатства в дар монастырю.

Нынешняя Дордже Пагмо – двенадцатая в линии перерождений. Несмотря на свою позицию настоятельницы монастыря Самдинг, она много времени проводит в Лхасе и занимает высокую должность в правительстве ТАРа.

Молебен в главном Храме Собраний

Молебен в главном Храме Собраний

Несмотря на отсутствие знаменитой настоятельницы, сам монастырь Самдинг достоин посещения. Он принадлежит к традиции Бодонг (одна из мелких школ Тибетского Буддизма) и всего в монастыре проживают 30 монахов и монахинь.

Вы сможете посмотреть большой молельный зал со статуей Будды Шакьямуни. Здесь же вы увидите фотографии, статую и даже отпечаток ноги девятой Дордже Пагмы. Здесь же есть еще несколько храмов, например, Сангок Пходранг, в котором располагается библиотека и Тханка, посвященная Манчжушри.

Вид из монастыря на озеро Ямдрок

Вид из монастыря на озеро Ямдрок

Из монастыря можно предпринять небольшую вылазку наверх, на гору за монастырем, откуда открываются захватывающие виды озер и заснеженных Гималайских семитысячников вдали.

Монастырь Самдинг