В 155 км на юго-западе от Шигадзе, свернув с южной трассы Дружбы и проехав примерно 25 км через красивую долину с сельхоз угодьями, можно добраться до городка Сакья (тиб. ས་ སྐྱ་; кит. 萨迦 Sājiā), который ещё недавно был деревней. Этот город развернулся вокруг известного монастыря Сакья, относящегося к традиции Сакья тибетского буддизма, на высоте 4200 м. Сакья считается одним из самых впечатляющих и уникальных монастырей во всем Тибете. К тому же монастырь сыграл огромную роль и занимает центральное место в истории Тибета. В любом туре к Эвересту или на Кайлас кору вы сможете сделать небольшой детур к монастырю.

Поселок Сакья

Поселок Сакья

История монастыря Сакья

Монастырь Сакья, основанный в 1073 году, в долине реки Трум-чу – один из наиболее хорошо сохранившихся монастырей в ТАРе. Необычно для тибетских монастырей, что стены монастырских и деревенских построек имеют серый цвет с вертикальными бордовыми и белыми полосками. Основные храмы окрашены в красный цвет. Монастырский комплекс разделен рекой на “Северный Сакья” – изначальный монастырь, – и “Южный Сакья”, в котором ныне находится главный храм.

Говорят, что весь комплекс северного монастыря насчитывал 108 построек, как в монастыре Ганден. Возможно, когда-то в монастыре проживали 3000 монахов, изучавших Тантру. Самым первым зданием, построеным в монастыре в 1073 году Кхоном Кончоком Гьелпо, был храм Горум. Затем вокруг медитационной пещеры Сачена Кунга Ньингпо (сын Кхона Кончока Гьелпо) им самим, а также его сыном Чодже Дракпой Гьелценом и внуком Сакья Пандидой Кунга Гьелценом были возведены храмы Уце Ньингба, Уце Сарпа и Манджугоша. В период правления сыновей Сачена Кунга Ньингпо (вторая половина 12 века) комплекс Северного Сакьи сильно развивался. Были построены важные структуры: Нгакпа Трацанг – колледж Тантры; Долма Лхаканг с бронзовой статуей Тары, хранящей останки Бари Лоцавы; Ступа Победы с мощами Кхона Кончока Гьелпо; Демчок Лхаканг, посвященный Чакрасамваре и другие строения.

В 1244 году Кодан-хан предложил Сакья Пандиде возглавить весь Тибет под его покровительством. Помня как Чингисхан истреблял соседние государства, лама согласился. С тех пор, линия Сакья и монастырь сильно развивались, имея огромное политическое влияние. Его преемник племянник Дрогон Чогьел Пакпа, известный как Лодро Гьелцен, стал первым эффективным правителем Тибета за последние три века. Он построил множество сакьяпинских храмов и монастырей вплоть до Восточного Тибета (а именно, в округах Дзонгсар, Дерге, Юйшу, Кандзе и Миньяк). Также при нем началось строительство Великого Храма на южном берегу реки Трум-чу – Лхаканга Ченмо, в котором должны были изучаться сутры и трактаты.

В начале 14 века, как результат системы разделения большой монастырской структуры на мелкие подразделения, правитель Кунга Лодро Гьелцен разделил правящую семью Кхон на четыре дома. К 1354 году влияние Сакьяпы упало вместе с развалом монгольской династией Юань в Китае. В 15 веке на плаву остались только два дома, между которыми и была разделена власть в Сакье – Долма Подранг и Пунцок Подранг. Держателей трона стали назначать поочереди из обоих домов. Нынешний 42-ой держатель линии Сакья Тризин из дома Долма Подранг после культурной революции обосновался в Раджпуре, Северная Индия.

Вид на Северный Сакья с южного берега

Вид на Северный Сакья с южного берега

Монастырь Сакья сегодня

Несмотря на длинную историю и сильное развитие монастыря, большинство оригинальных постоек на северном берегу реки были разрушены в 1960-х годах во время культурной революции. Пещера же сохранилась. С тропы коры вокруг Северного монастыря открываются отличные виды на него. В центре поселка построен большой новый колледж (шедра) с внутренним двором для дебатов. Пройдя через новую деревню к белым чортенам по тропе коры, вы увидите три открытых комплекса: главный из них – Лабранг Шар, слева от него Намгьел Лхаганг и в отдалении справа новый женский монастырь Ринче Ганг. Сейчас северный монастырь потихоньку возраждается.

На южном берегу реки Трум-чу сейчас стоит основной комплекс монастыря. В наши дни, благодаря частной компании, территория вокруг монастыря была обустрена, включая строительство огромной парковки.

Внутри монастыря Сакья

Внутри монастыря Сакья

Лхаканг Ченмо

Внушительных размеров крепость Лхаканг Ченмо возвышается над деревней и всем монастырским комплексом. Монастырская цитадель была построена в 1268-1276 годах под патронажем монгольского хана Хубилая. Мощные серые стены укреплены дозорными башнями с каждого угла. Вход в Лхаканг Ченмо находится прямо напротив главного входа в монастырь с восточной стороны. Во внутреннем дворе находятся главные храмы.

На верхнем уровне находятся храмы, посвященные двум домам-держателям линии Пунцок Подранг Лхаканг и Долма Подранг Лхаканг. В северо-восточном углу находится палата с драгоценной коллекцией Сакьи манускриптов на санскрите, изготовленные из пальмовых листьев. Другие артефакты, включая коллекцию фарфора, перевезли в музей.

На нижмем уровне вы найдете Пурба Друбканг на южной стороне внутреннего двора, Нгулдунг Лхаканг и Лхаканг Джангма с северной стороны.

Паломники обедают у стен монастыря

Паломники обедают у стен монастыря

Главный зал (Дукханг)

Дукханг находится по центру во внутреннем дворе Лхаканга Ченмо. Высота стен достигает 16 метров, ширина – 3,5 метра. Крыша опирается на 40 огромных деревянных колонн.

В отличии от богатого и запутанного пантеона, встречающегося в большинстве гелугпинских храмов, в Дукханге большинство изображений посвящены Будде Шакьямуни. Из других отличных художественных работ есть изображение бодхисаттвы Манджушри. Для того, чтобы разглядеть изысканные статуи и фрески вам понадобится фонарик. Великая драгоценность монастыря, к которой выстраивается очередь из тибетский паломников – белая раковина, подаренная монастырю Хубилай-ханом. В центре храма вы увидите горы белых катаков (шарфов), которые лежат перед раковиной. Говорят, что именно в этой раковине была самая ранняя инкарнация Шакьямуни.

Молитвенный зал в монастыре Сакья

Молитвенный зал в монастыре Сакья

Внутри Главного Зала особое внимание следует уделить огромному барабану и священным колоннам в центре, сделаным из целых стволов и известным по всему Тибету. Одна из них, под названием Сечен Кава, была подарена Хубилаем и принесена в монастырь на руках. Остальные три: Такмо Кава, привезенная из Индии на огромной тигрице, чья шкура натянута на колонну; Дронгпо Кава принесена диким яком, который по пути к монастырю плакал, а в месте упавших слез появились чудодейственные источники; Накпо Тракдзак Кава, названная в честь нага, из которого потекла черная кровь, когда его разрубили.

Вдоль стен располагаются необычные позолоченные статуи будд, в которых хранятся реликвии бывших абботов монастыря. А в статуе будды в дальнем левом углу, говорят, хранится зуб самого Будды. В большой ступе рядом находятся останки 40-го аббота монастыря, а в статуе справа – зуб изначального будды Сангье Восума. В центральной статуе Будды хранятся мощи и одежда Сакьи Пандиды. Вокруг неё расположились статуи Джампелинга (Манджушри), сидящего Джампы (Майтреи) и Дордже Чанга (Ваджрадхары).

Тибетские паломники у монастыря Сакья

Тибетские паломники у монастыря Сакья