Всего в 50 км к северо-востоку от Лхасы расположился первый монастырь школы Гелуг — Ганден (тиб. དགའ་ལྡན་; кит. 甘丹寺 Gāndān Sì), который стал главным монастырем этой школы тибетского буддизма. Если у вас мало времени на путешествие в Тибет, то Ганден будет одним из лучших мест для посещения вблизи Лхасы. Из монастыря открывается изумительный вид на долину Кьичу, а вокруг монастыря идет тропа коры, захватывающая дух.
Ганден был основан в 1409 году ламой Цонкапой — основателем школы гелуг тибетского буддизма. Изображения Цонкапы в окружении его главных учеников, Кедруб Чже и Гьялцаб Чже, можно увидеть по всему монастырю. После смерти Цонкапы в 1419 году, управление монастырем перешло к этим ученикам.
Пост аббота стал называться Ганден Трипа и передается по ученой степени, а не через реинкарнацию.
Ганден означает «радостный» на тибетском, а также так называется Западный Рай (известный как Тушита) – дом Джампы (Майтреи), Будды Будущего. Во времена Культурной Революции Ганден пострадал больше всех остальных великих монастырей Тибета, возможно из-за его сильного политического влияния. Монастырь дважды подвергался артиллерийскому огню и бомбардировке (1959 и 1966), но впоследствии был восстановлен. В 1959 году здесь жили 2000 монахов, а сейчас всего 300.
Ганден сегодня
Первый храм, который вы увидите, войдя в монастырь – Нгамчо Кханг – одно из старейших зданий в Гандене. Он возведен на месте оригинального дукханга Цонкапы, в нем есть небольшой алтарь с изображениями Цонкапы. Слева расположен гонкханг, посвященный четырем божествам-защитникам, включая местное божество Генин.
Самая впечатляющая постройка в монастыре — похожая на крепость гробница ламы Цонкапы, также известная как Серкханг. Оригинальный мавзолей, как и сохраненное тело Цонкапы, был разрушен во время культурной революции. В новом чортене хранятся спасенные фрагменты черепа Цонкапы.
Главный вход мавзолея ведет к новому молитвенному залу с маленькой мандалой из песка и внутреннему храму Шакьямуни. Справа находится храм главных божеств-защитников Гелугпа: Палден Лхамо и других дхармапал. Женщинам не разрешается заходить внутрь.
Поднявшись по ступеням вы увидите храм Янгпачен (или Сердунг) с погребальной ступой Цонкапы. Название храма пошло от камня, который находится сзади храма и залеплен ячьим маслом. Говорят, что этот камень прилетел из Индии. Впереди ступы изображен Цонкапа в окружении своих главных учеников. В комнате также хранятся священные реликвии, связанные с Цонкапой. Вы увидите здесь очередь из паломников, которые хотят купить клятвенные надписи, выполненные монахами золотыми чернилами. Снаружи у храма можно купить амулеты и качественные благовония. В некоторых местах можно забраться на крышу и окинуть взглядом монастырь.
Напротив гробницы находится маленький храм Будды Майтрейи с двумя большими изображениями Будды Будущего, а также восьми бодхисаттв.
В недавно восстановленном Зале Собраний хранятся статуи 16 архатов и 2 гигантские статуи Цонкапы (видны только с верхнего этажа). Лестница ведет во внутреннее святилище – Комнату Золотого Трона (Сертри кханг), – в котором хранится трон Цонкапы. Здесь паломникам ударяют по голове желтой шапкой Цонкапы и обувью 13-го Далай Ламы. В северной части здания перед выходом есть 2 входа. Первый ведет на второй этаж, откуда можно увидеть статуи Цонкапы, второй – в библиотеку (Тенгьюр Лхаканг).
На восток от храма Золотого Трона и немного вверх по холму расположилась резиденция Ганден Трипы. Здесь есть храм защитников со статуями Демчок, Гонпо Гур (Махакала) и Дордже Налджорма (Ваджрайогини), храм Цонкапы, апартаменты Далай Ламы. Справа находится «комната Нирваны», в которой, как говорят, умер великий учитель. На верхнем этаже в библиотеке есть круглая платформа для создания песочных мандал.
Загляните в Лумбунг Канцанг, который также известен как Амдо Кангцанг, так как многие монахи, проходящие здесь обучение, родом из Амдо, как и сам лама Цонкапа. Здесь вы увидите ранджунг (самовозникшую) и сумджунг (силой речи) каменное изображение Тары.
Шарце Трацанг – один из нескольких восстановленных кангцангов (жилищ), в котором можно встретить монахов вдали от туристических маршрутов. В полдень здесь можно послушать дебаты монахов, которые проходят в соседнем дворе. Рядом находятся Баркханг – печатный станок, – и Чангце Трацанг с впечатляющим молельным залом.
Ниже главного Зала Собраний находится довольно безобидно выглядящий Ньяре Канцанг, который хранит «спорную» статую божества Дордже Шугден, поклонение которому было запрещено настоящим Далай Ламой. Статуя Дордже Шугдена с красным лицом и третьим глазом, в бронзовой шляпе, верхом на снежном льве стоит в третьей часовне в дальнем правом углу.
Кора вокруг монастыря Ганден
Ганден кора — несложная прогулка с захватывающим видом на долину Кьичу. На тропе вы встретите множество паломников и монахов, молящихся, натирающих священные камни или простирающихся на протяжении всей коры. Можно выбрать одну из двух троп: верхнюю или нижнюю кору. Верхняя поднимается на Ангкор Ри с юга от монастыря, и затем спускается по хребту, соединяясь с нижней корой. Для любителей походов лучше всего заложить целый день в своем туре в Тибет на поездку в монастырь, чтобы успеть изучить монастырь и погулять по окрестным горам.
Чтобы попасть на верхнюю кору, нужно пойти на юго-восток парковки прочь от монастыря. Через некоторое время путь раздваивается – левая тропа ведет к деревне Хепу (тропа треккинг-тура Ганден – Самье); правый путь ведет наверх по хребту к молитвенным флажкам. Забраться на самую вершину займет около 40 минут. Паломники, поднявшись на две вершины, зажигают можжевеловые благовония и делают подношения из цампы, прежде чем двинуться дальше на запад вниз по хребту к монастырю, по пути останавливаясь у других святынь.
Под конец коры, на восточной стороне хребта, находится жилище для медитаций ламы Цонкапы – маленькая постройка с рельефными изображениями Атиши, Шакьямуни, Цепаме и Палден Лхамо. Считается, что эти изображения обладают даром речи. Над хижиной находится красочно разукрашенная скала, к которой можно подняться по узкой тропинке. От хижины тропа коры идет далее вниз к монастырю.