Монастырь Дзогчен (тиб. རྫོང་ཆེན་དགོན, Rdzogs Chen dGon-pa) — один из шести основных монастырей традиции Ньингма в тибетском буддизме, представляющий практику дзогчен. Монастырь расположен в уезде Деге в Гардзе-Тибетском автономном округе (провинция Сычуань, Китай) на высоте 4020 м в живописной долине Рудам Читрам с видом на зазубренные снежные пики горного массива Дордже Зилтром (5816 м).

С начала восьмидесятых годов монастырь переживает реконструкцию, и в настоящее время здесь проживает более двухсот пятидесяти монахов. В течение года проводятся многочисленные учения, посвящения и молитвенные фестивали, а также ежегодный танец ламы Короля Гесара.

История монастыря

Монастырь Дзогчен был основан 1-ым Дзогчен Пема Ригзином (1625-1697) в конце 17 века. Это был самый выдающийся мастер дзогчена своего времени, а также он был учителем дзогчена для 5-го Далай Ламы. После окончания обучения, Его Преосвещенство Далай Лама отправил Пема Ригзина в Кхам основать там монастырь для обучения дзогчену всех желающих.

Последовав инструкциям Далай Ламы Пема Ригзин отправился пешком в Кхам со своими двумя лучшими учениками Понлоп Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче. Уже на подходе к долине Рудам мастера остановились попить чая. Пема Ригзин сделал подношение чая и поставил чашку на близлежаший камень. Тут прилетела ворона, подхватила чашку клювом и унесла её. Мастера увидели, что ворона скрылась в соседней долине и последовали за ней. Через некоторое время Пема Ригзин нашел чашку, стоящей на скале в долине Рудам. Именно здесь он и основал монастырь.

Долина и монастырь Дзогчен

Долина и монастырь Дзогчен

Второй Дзогчен Гюрме Текчок Тензин вдохновил царя Деге построить Деге Парканг – одну из самых важных типографий буддийских писаний, где традиционным способом на дощечках печатают тибетские книги в форме печа. Третий Дзогчен-ринпоче построил 13 уединенных жилищ, колледжи и ??мантра-колеса??. Четвёртым Дзогчен-ринпоче Гьялсе Шенпен Тайе был учрежден университет Шри Сингха Шедра, однако через короткое время монастырь был полностью разрушен землетрясением в 1842 году. Монастырь рос и возможно был самым крупным монастырём школы Ньингма за всю историю. При Пятом Дзогчен-ринпоче (1872-1935) в монастыре проживало около 1000 монахов, и в его ведении было более 200 подчинённых малых монастырей.

Здесь находилось главное хранилище Кончок Чиду – цикла Янгтер, знаменитого терма, открытого тертоном Джацоном Ньингпо.

В 1936 главный храм сильно пострадал от пожара и позже был перестроен. В конце 1950-х годов монастырь был уничтожен китайской революцией, а Шестой Дзогчен-ринпоче трагически погиб. В начале 1980-х годов началось восстановление монастыря.

Зал Собраний внутри монастыря Дзогчен

Зал Собраний внутри монастыря Дзогчен

Долина Дзогчен сегодня

В наши дни весь монастырский комплекс состоит из монастыря Дзогчен, буддийского института Шри Сингха (института пяти наук) и ретритного центра Дзогчен Пема Тунг. Рядом с ретритным центром также есть небольшой женский монастырь. В настоящее время в монастыре живут около 300 монахов, а в институте проходят обучение около 200 студентов-монахов.

Главный Зал Собраний, в котором раньше хранились реликвии прошлых Дзогчен-ринпоче, был полностью восстановлен в 2004 году. Здесь находятся два яруса изображений с Авалокитешварой сверху и Ваджрасаттвой, Шакьямуни и Падмасамбхавой снизу. Настенные фрески очень простые с цветочными узорами на оранжевом фоне. А вот колонны при входе, наоборот, украшены и обернуты шелком. На верхнем этаже находится чапель с реликвиями 6-го Дзогчен Джикдрел Джанчуб Дордже. В Великом Храме (цуклакханг) хранятся огромные изображения Падмасамбхавы, Шантаракшиты и короля Трисонга Децена.

Между храмами есть проход на открытый двор, окруженный с обеих сторон двумя вытянутыми зданиями: Нгакханг слева и Подранг Кхамсум Зилнон справа. На верхнем этаже последнего здания располагается резиденция Дзогчен Ринпоче, Чиме Друпей Гацель, библиотека и типография. На холме (с севера) над ними находится Мани Лхаканг.

К югу от главных строений расположились 2 храма, возведенные в наши дни. В Тубпа Лхаканг находятся изображения Будды Шакьямуни в окружении своих главных учеников. В Долма Лхаканг хранятся изображения 21-го олицетворения Тары. На соседнем холме расположились бревенчатые хижины монахов, покрашенные в красный цвет в стиле Кхампа.

Шедра в долине Дзогчен в снежный день

Шедра в долине Дзогчен в снежный день

Колледж (или шедра) Шри Сингха стал известен благодаря обучению философии и Ваджраяне до середины 20 века. Здесь работали такие величайшие литераторы Восточного Тибета, как Палтрул Ринпоче (1808-1887), Мипам Ринпоче (1846-1912) и Кхенпо Женга (1871-1927), написавший комментарии к 13 главным текстам. При колледже есть небольшое общежитие, вмещающее 500-600 студентов со всего Кхама. Рядом расположилась небольшая типография Парканг за металлическим ограждением. Здесь хранятся деревянные таблички, сохранившиеся в культурную революцию. Философские и литургические тексты монастыря печатаются и продаются в этой типографии. Ниже идет строительство нового храма Зангдок Пелри Лхаканг.

Ретритный центр Пематанг находится дальше по долине. Тулку Келсанг организовал здесь тибетскую клинику (Менцикханг), вместе со своей частной резиденцией, бревенчатым гестхаусом и большим храмом, посвященным Будде Шакьямуни. Фрески, выполненные в классическом Менри стиле, изображают прошлых монастырских наставников Дзогчена – Кхенпо Пема Дордже, Кхенпо Женга и т.д. Сам Тулку Келсанг почитается как третье перерождение Кхенпо Пема Дордже.

Ретритные пещеры находятся прямо над шедрой. По пути к пещерам и леднику Дордже Зилтром, вы увидите на полянке нагробные камни на могилах прошлых монастырских наставников. Чуть выше справа находятся руины хижины для медитаций, где проводились длительные ретриты. Поднимаясь дальше, вам откроются пещеры До Кхьенце Еше Дордже (пещера Церингма) и Палтрул Ринпоче.

Активные ретритные пещеры находятся ещё выше. Например, пещера Шиндже Друпук (4110 м), в которой когда-то медитировал Додруб Джигме Тринле Озер, хранит отпечаток Ямантаки, который и дал название пещере. Напротив пещеры с правой стороны долины есть скала, в которой растворилась богиня Палчен Дупа после того, как она явилась Додрубу Тринле Озеру в видении. Чуть ниже этой пещеры есть и другая – Кунзанг Лама Желунг. В ней хранятся медитативное ложе Палтрула Ринпоче, а также естественные оттиски Ямантаки на камнях, который появился здесь во время практики Додруба Ринпоче. Ниже находится пещера Мипам Ринпоче, где сохранились поврежденные оригиналы глинянных изображений 25 учеников Падмасамбхавы.

Если подняться на вершину над пещерами, то вам откроется потрясающий вид за монастырем Дзогчен на ретритный комплекс Кьядрак Сенге Дзонг (4870 м) в Дзачуке – главное место паломничества, представляющее ??budda-body?? в Кхаме. Считается, что Падмасамбхава провел здесь 3 месяце в медитации.

Над долиной в горном хребте Рудам Кангтро находятся 3 священных озера – Шама Цо (4390 м), Кама Цо (4600 м) и Барма Цо (4880 м). Сюда можно сходить в однодневный поход из монастыря. Здесь есть пещера для медитаций, где Падмасамбхава СДЕЛАЛ лекарственный миробалан (амла, эмблик).