Монастырь Дрикунг Тил (тиб. འབྲི་གུང་མིལ་, кит. 直贡梯寺) был возведен основателем линии Дрикунг Кагью Кьобпа Джигтеном Сумгоном в 1179 году и является основной резиденцией школы Дрикунг. Полное название монастыря – Дрикунг Тил Огмин Джангчублинг. Монастырь был построен на месте небольшой обители, основанной в 1167 году отшельником Миньяком Гомрингом. Он и Джигтен Сумгон были учениками Пагмодрупы.

Дрикунг Тил расположен на выступе скалы горного хребта в долине Шоронг, в 120 км от Лхасы на северо-восток. Во время поездки в Тибет этот монастырь можно посетить в рамках любого тура. По легенде, Джигтен Сумгон следовал за самкой яка “дри”. В том месте, где она легла отдохнуть, он и решил построить монастырь. Есть мнение, что название монастыря пошло от названия этого животного. Но из исторических хроник известно, что местные земли пренадлежали министру короля Сонгцена Гампо – Дри Серу Гунгтону, в честь которого была названа провинция и монастырь.

Монастырь Дрикунг Тил

Монастырь Дрикунг Тил расположился на выступе скалы

Дрикунг Тил с самого начала является одним из самых значительных тантрических образовательных и ретритных центров Кагью. До 19 века особенно подчеркивалась важность ритуалов, практик и религиозных танцев. Последователи линии Дрикунг должны придерживаться воззрения Махамудры и соответствовать высоким этическим принципам и обладать самодисциплиной.

В 13 веке Дрикунг Тил стал важным политическим центром и являлся одним из главных конкурентов школы Сакья во времена правления монгольской династии Юань. Монастырь подвергался военному вторжению на фоне борьбы за власть между оппозиционными монгольскими группами Тибета и был разорен. Позднее при 9-ом Ринпоче, Чуньи Дордже Ринчене, и при поддержке императора и линии Сакьяпа Дрикунг Тил был восстановлен, но его значительное влияние было не вернуть. Хотя во времена правления династии Минь (1368-1644) монастырь стал важным посредником в отношениях между Тибетом и Китаем.

Во время Культурной Революции монастырь был покинут и разрушен. До этого времени в Дрикунг Тиле проживало около 400 монахов, 60 йогинов, занимавшихся медитативными практиками, 6 лам и 8 лам-перерожденцев. В 1983 году началась реконструкция монастыря. В наши дни в монастыре проживают чуть более 200 монахов.

Монастырь Дрикунг Тил

Монастырь Дрикунг Тил

Зал Собраний

Главный Зал Собраний – наиболее впечатляющее строение из всех в Дрикунг Тиле. На первом этаже находится Серкханг (Золотой храм), заполненный статуями Джигтена Сумгона и его приемников в красных шапках. В стороне от статуи вы также увидите отпечаток Джигтена в каменной плите и его погребальный чортен. Отсюда можно подняться на террасу и к молитвенным барабанам. Ступени выше ведут к двум другим чортенам предшествующих настоятелей.

Монастырь Дрикунг Тил

Статуя Кьопба Джингтена в монастыре Дрикунг Тил

Абчи Лхаканг

В нижнем дворе находится храм главного духа-защитника монастыря, в котором хранится внушительная бронзовая статуя защитника Абчи Чуду рядом со шкурой снежного леопарда. На колонне висят рога дри (самки яка), что указала место для постройки монастыря. На заднем алтаре этого храма есть фото Бачунга (Агу) Ринпоче, отшельника, прожившего в пещерах над монастырем Дрикунг Тил 65 лет. Монахи до сих пор хвалят Бачунга за его вклад в восстановлении монастыря.

В монастыре Дрикунг Тил есть специальный зал, сокровищница монастыря – храм Ачи Кордсо. Храм открывался только раз в жизни одного аббота во время церемонии возведения его на трон. Храм был заполнен невероятным количеством сокровищ, некоторые из которых принадлежали царю Гесару. Все эти сокровища исчезли из Ачи Кордсо после 1959 года.

Монастырь Дрикунг Тил

Старый монах у своей кельи

Кора вокруг монастыря и Место небесных захоронений

Стоит пройти по тропе паломников вокруг монастыря, благодаря красивым видам на долину. Прогулка займет всего час. От ворот монастыря есть и другая тропа, которая ведет к Дрикунг Дурто (Небесное кладбище). Это знаменитое место небесных захоронений, куда тибетцы привозят своих скончавшихся родных. Во время церемонии туристам лучше не подниматься к Дурто из уважения к местным традициям. Когда нет похорон, вы можете подняться и увидеть камни выложенные кругом, на которых разрубаются тела, и прилегающие постройки, в которых хранятся сбритые волосы умерших (в шестом лунном месяце место очищают и убирают все волосы). Часть границы вокруг Дурто, вдоль которой построены алтари и ступы, выложена камнями в виде мандалы Чакрасамвары. Здесь также есть самовозникший камень Мани с мантрами и ступа с отпечатком ступни Джигтена Сумгона. Посещение этого буддийского монастыря во время тура в Тибет – прекрасный выбор, так как монастырь – священный, а само место – уникальное.

Каждые 12 лет, в год Обезьяны, в монастыре Дрикунг Тил проводили крупный фестиваль Пова Ченмо, на который стекалось множество тибетских паломников. Проведение фестиваля было запрещено китайскими властями после 1959 года. Но в 1992 и 2004 годах было разрешено провести фестиваль, на котором собралось более 100 тысяч людей. Следующий фестиваль состоится в 2028 году (по решению властей).