Монастырь Дрепунг (тиб.: འབྲས་སྤུངས་དགོན་པ་ ‘bras spungs dgon pa, кит.: 哲蚌寺 zhe bang si) является одним из трех главнейших монастырей школы гелуг в Тибете. Два других – это монастырь Ганден и Сера. Дрепунг находится в 8 километрах от Лхасы на небольшой горе Гампо Утце, которая расположена у подножия горы Гепхел (тиб. དགེ་འཕེལ་ dge ‘phel). Название Дрепунг в переводе с тибетского означает “рисовая куча”, а Гепхел – “увеличение добродетели”. Ведь весь этот монастырь, подобно подношению чашечке риса на буддийском алтаре, является безмерным подношением Буддам и боддхисаттвам. Белые стены монастыря на фоне горы выглядят как куча риса. Таким образом, монастырь сполна оправдал свое название.

Гора Гепхел, у подножия которой располагается монастырь Дрепунг

Гора Гепхел, у подножия которой располагается монастырь Дрепунг

Во времена Будды Индракетудхваджи в одном из своих прошлых воплощений великий реформатор тибетского буддизма 14 века Чже Цонкапа был главным учеником Манчжушри, Будды Мудрости. Будда Индракетудхваджа предсказал, что в далеком будущем этот ученик Манчжушри воплотится в мире и будет известен как Львинорыкий Татхагата или Татхагата Симхананда. Множество тысячелетий спустя во времена Будды Шакьямуни этот ученик Манчжушри переродился в теле сына индийского брамина. Встретив Будду Шакьямуни, мальчик преподнес ему подарок из кристальных четок. Будда Шакьямуни принял четки, положил свои руки на голову мальчика и предсказал, что примерно через 1500 лет в северной стране этот мальчик обретет свое следующее рождение. Он снова возродит бесценное учение Будды во времена его вырождения. Будда Шакьямуни также предсказал, что мальчик будет воплощением Манчжушри, и что он возведет монастырь под названием “Ге”, что в переводе означает “Добродетель”.

Монастырь Дрепунг 15

Вид на Дрепунг

После того как Будда закончил это предсказание, он дал белую раковину своему ученику по имени Махамаудгальяна, который обладал сиддхи “лунг-гом-па” – сверхъестественной силой, позволяющей быстро ходить на длительные расстояния. Будда попросил Махамаудгальяну сбегать в Северную Страну (Тибет) и спрятать эту раковину в определенном месте. Эта раковина была подарком Будде от Короля Нагов.

Ланкаватара Сутра гласит:

“Анаватапта, король Нагов, преподнес Бхагавану белую раковину. Бхагаван передал раковину Махамаудгальяне со словами: “Иди и спрячь ее (раковину) в горе Гогпа. В будущем бхикшу по имени “Аромат Лотоса” найдет ее.”

Эта раковина символизирует распространение Учения Будды и Речи Будды. Когда в раковину дуют, ее глубокий и всепроникающий звук благославляет всех, кто его слышит. Будда Шакьямуни также пророчил, что этот сын брамина в будущем воплощении будет мастером по распространению Дхармы.

Дхармачакра на крыше монастыря Дрепунг

Дхармачакра на крыше монастыря Дрепунг

Махамаудгальяна сразу же отправился в Тибет и спрятал раковину недалеко от Лхасы. В 1409 году, когда лама Чже Цонкапа, перерождение сына индийского брамина, искал место для строительство монастыря, он нашел ту священную раковину Будды Шакьямуни. Это место находится у подножья горы, на вершине которой и был основан монастырь Ганден. Лама Цонкапа подарил эту раковину своему ученику Джамьянгу Чодже и указал основать монастырь, который будет связан с монастырем Ганден, как ребенок связан со своей матерью.

вход в монастырь Дрепунг

вход в монастырь Дрепунг

Монастырь Дрепунг был построен в 1416 году одним из главных учеников ламы Цонкапы по имени Джамьянг Чодже Таши Палден (1397 – 1449 гг.). Монастырь получил быстрое развитие и уже через год насчитывал 2000 монахов, а к середине 17 века в Дрепунге жили и проходили обучение уже около 10.000 монахов! В то время Дрепунг стал самым крупным буддийским монастырем во всем мире. Настоятели монастыря, известные под титулом Трипа Кхенпо, занимали высокие посты в правительственных органах Тибета.  До постройки Дворца Потала в середине 16 века здесь жили Далай ламы вплоть до Пятого. Таким образом, монастырь являлся влиятельным центром и религиозной, и политической жизни страны.

Зал собраний в монастыре Дрепунг

Зал собраний в монастыре Дрепунг

В течение первых тридцати двух лет сам Джамьянг Чодже давал устные наставления “Трех Корзин” или “Трипитаки” (тиб.: སྡེ་སྣོད་གསུམ་ sde snod gsum) – свод буддийских священных текстов, а также тантрические учения четырёх классов тантры. Большое число монахов Дрепунга со временем разделилось на семь групп, в каждой из которых свой учитель давал наставления. Так возникли семь колледжей монастыря: Гоманг, Лосел Линг, Деянг, Шагкор, Гьелва или Тхосамлинг, Дулва и Нгагпа. Позднее колледжи объединились: в Гоманге и Лосел Линге стали практиковать сутру, в колледже Нгагпа основной акцент делался на тантру, а в Деянге практиковали и то, и другое.

Вид на Дрепунг

Вид на Дрепунг

Монастырь Дрепунг был крупнейшим и влиятельным монастырем школы гелуг на протяжении многих столетий. В середине 20 века с приходом китайцев в Тибет, монастырь был частично разрушен, а многие монахи бежали в Индию. К счастью основные храмы монастыря, включая четыре колледжа и резиденцию Далай лам были сохранены. В настоящее время Дрепунг насчитывает около 300 монахов. Также в штате Карнатака в Южной Индии монастырь был восстановлен и в настоящее время насчитывает около 5000 монахов, чье число постоянно растет.


Короткое видео из экскурсии в монастырь Дрепунг

В Дрепунге каждое лето проходит Щотон – праздник ячьего йогурта. В первый день праздника в Дрепунг съезжаются толпы тибетцев на ритуал открытия гигантской тханки общей площадью 500 квадратных метров. Сверток с огромным изображением Будды выносят из монастыря и развешивают на стене, специально построенной для этой церемонии. Экспозиция тханки длится в течение нескольких часов. Все участники, выполняя простирания и вознося молитвы, получают благословение. После церемонии открытия тханки все люди перемещаются в парк Норбулинку, летнюю резиденцию Далай лам, на вторую часть гуляний, продолжающихся в течение недели.