В верхней долине реки Сатледж недалеко от городка Монсер (16 км) и монастыря Тиртхапури (8 км) находится так называемая Долина гаруды или Кунлунг.
Считается, что в этой долине когда-то располагалось древнее царство Шангшунг, в котором преобладала бон, добуддийская религия Тибета.
Ближе всего к Тирхапури располагается монастырь Гугурьям (высота около 4300 м), главный бонский монастырь Западного тибета, и это отличное место для посещения, даже если Вас не увлекают тайны забытой цивилизации, так как отсюда открывается отличный вид. Здесь же находятся ретритные пещеры бонского учителя Дренпы Намки (10 век н.э.). По легенде монастырю около 3000 лет, но то, что мы видим сейчас – продукт реконструкции его в 20 веке.
Чуть дальше, в 14 километрах от Гугурьяма, в той же долине, рядом с деревушкой Кунглунг (曲龙) на высоте порядка 4100 метров над уровнем моря – руины пещерного города. Археологи предполагают, что этот город когда-то принадлежал к королевству ШангШунг. За особенный цвет известняка в долине руины часто называют «Серебряным Дворцом Гаруды».
К городу можно подняться, это примерно 20-минутный трек от ступ у дороги. По пути вам встретятся горячие источники, расположенные террасами, подвесной мост через реку Сатледж. На берегу реки – небольшой бассейн, образованный водой из горячих источников. На нижнем уровне города-призрака сохранилось довольно много помещений (зданий и пещер) – и можно провести не один час в исследованиях. К сожалению, путь к цитадели наверху очень опасен и мы не советуем пытаться его пройти.
Долина Гаруды и руины в Кунглунге манят искателей приключений и эзотериков со всего света своей таинственностью, неисследованностью и историей. Слово «Гаруда» (Кунг или Къюнг по-тибетски) – это название мифического царя птиц в индуистской и буддийской мифологии, выглядящий как получеловек-полуптица (орел с человеческим туловищем). В индуизме на Гаруде ездил бог Вишну в одной из своих форм. Мифы о гаруде можно найти в разных произведениях индийской литературы (в частности, в «Махабхарате»), в постведийский период в Индии сформировался даже отдельный культу Гаруды (аналогично культу Ганеши). По легенде Гаруда – враг змей и нагов. В традиции бон была своя священная птица «кхадинг», золотой орёл. Индийский Гаруда, попав в Тибет, слился с этим образом, сформировав тибетского Гаруду. В Тибете Гаруда – символ просвещённого ума, йидам. В буддийской традиции Гаруда больше похож на орла, от человека у него лишь торс и руки. В традициях ньингмапинского буддизма и религии бон это очень важный персонаж.
Немного истории:
Большинство исследователей начинают свои труды по истории Тибета с 7 века н.э., со времен, когда короли из долины Ярлунг объединили Тибет. Впрочем, на данный момент можно утверждать уже определенно: за несколько веков до них на Тибетском плато было другое королевство – Шангшунг. По преданиям, именно здесь зародилась религия Бон.
Про королевство Шангшунг существует большое количество легенд. По одной из них здесь в свое время жил легендарный основатель традиции Бон Шанраб Мивоче. По другим источникам, бон существовала в Шангшунге и до него, а Шенраб – лишь великий реформатор, в частности, заменивший кровавые ритуалы жертвоприношений подношениями из растительных культур. Шенраб, согласно традиции, появился в Шангшунге уже около 3800 лет назад. Некоторые легенды гласят, что в Шангшунге была и письменность, и именно она легла в основу современного тибетского алфавита (этой версии придерживается, в частности, Чогъял Намкай Норбу Ринпоче, считающий тибетский шрифт Уме произошедшим от шангшунгского письма). Увы, археологические находки пока не могут подтвердить данный тезис.
Есть также основания полагать, что и буддизм попал в Тибет тоже не минуя Шангшунга. К сожалению, мало что сохранилось от древнего царства, кроме разрушенного города (предположительно, столицы) и легенд.
Временем существования Шангшунга на основании археологических находок считается период с примерно 600 годов н.э. Считается, что окончательно исчезло оно, поглощенное соседями, в 10 веке (в 9 веке по соседству выросло тоже погибшая ныне цивилизация Гуге). Примечательно, что в некоторых источниках Кайлаш фигурирует и как центр королевства Шангшунг, и как гласит поверье, великий бонский учитель Тонпа Шенраб заключил в Кайлаш силу и магию горы Юндрунг Гуцек, священной вершины из духовно совершенного места, куда может попасть лишь просвещенное существо. В общем и целом, подводя итог, мы знаем об этом древнем государстве очень мало, да и то, что знаем, по большей части основано на мифах. Но как бы вы ни относились к подобным легендам, местам силы и так далее, Серебряный дворец Гаруды – это потрясающее место для посещения, куда редко добираются туристы. И пейзажи этой местности могут вдохновить не меньше, чем красоты царства Гуге.
Рядом с деревушкой Кунглунг расположен еще монастырь Къюнглунг, тоже заслуживающий посещения.
В долину Гаруды можно также добраться из Занды, проехав по пути несколько труднодоступных монастырей (Донгпо, Дава/Данба и Манам/Манлам), но эта дорога неасфальтированная и очень трудная, так что мы не советуем планировать поездку по ней.
Да и сам путь в долину Гаруды все еще оставляет желать лучшего – в сезон дождей сюда не попасть. Так что планируйте поездку только в сухое время, да и то внезапная дождливая ночь может испортить планы.