Драксум Цо (བྲག་གསུམ་མཚོ་ 巴松措), расположенное на высоте 3470 метров над уровнем моря – озеро, окруженное поросшими лесом горами и снежными пиками. Драксум Цо – безусловно одно из самых красивых озер в восточной части ТАРа, но оно также является священным озером, связанным с тремя ключевыми фигурами в истории Тибета.
Это озеро любил Гесер, полумифический царь Тибета и герой многих легенд и эпоса. Говорят, он жил на берегах Драксум цо и провел несколько лет в близлежащих монастырях. По дороге к озеру, как и на его берегах, немало развалин, связанных с именем Гесера. По легенде Царь Гесер оставил на берегу озера отпечаток своего тела.
Еще один великий человек, посещавший Драксум цо – это Гуру Ринпоче или Падмасамбхава. Великий учитель оставил здесь следы своего пребывания – на камнях и в пещерах.
На озере расположен небольшой остров, соединенный мостом с южным берегом. На этом острове в монастыре Цодзонг родился знаменитый буддийский лама школы Ньингма по имени Сангье Лингпа. Сейчас монастырь является важным местом паломничества для тибетцев.
Монастырь Цодзонг
Хоть название монастыря Цодзонг и переводится как «форт на озере», на самом деле это лишь небольшой храм в лесу на небольшом островке близко к берегу. Монастырь принадлежит школе Ньингма. Изначально это место ассоциируется с деятельностью короля Трисонга Денцена (8 век), но позже, в 14 веке, Цодзонг стал местом рождения Сангье Лингпы, тертона. Тертон – это реинкарнация учеников Падмасамбхавы, задача которых – найти спрятанные реликвии и тексты великого Гуру Ринпоче. Сам монастырь и кора содержат их немало, а потому привлекают множество паломников.
В главном храме монастыря стоят статуи самого Сангье Лингпы, Гуру Ринпоче, Будды Шакьямуни и Авалокитешвары (Ченрезига), а также конная статуя Конгцун Демо, местного защитника. Во время Культурной революции хунвэйбины стреляли в статуи монастыря, а потом и вовсе сожгли их, но местный лама Дуджом Рингпоче и его сын Чуни Рингпоче (живущий ныне в монастыре Ламалинг) восстановили реликвии.
В угловой части храма – отпечаток копыта лошади Царя Гесера из Линга. Считается, что у отпечатка есть целительная сила, поэтому тибетцы прикасаются к нему спиной.
По острову можно пройти недлинную кору, полную мест памяти и реликвий Гесера, гуру Ринпоче и Сангье Лингпы (для того, чтобы найти их все, потребуется помощь монаха из монастыря). На северной стороне острова попробуйте отыскать Восточный дуб (Quercus aliena), на его листьях появляются контуры змей и других зодиакальных животных. Как и в случае с отпечатком копыта в самом монастыре, эти очертания не слишком похожи на реальных животных, но для верующих паломников эти символы очень значимы.
После коры покормите рыбок в озере цампой с небольшого пирса. Тибетцы делают это, когда кто-то из их близких болеет или страдает.
Также перед монастырем есть небольшой причал, где можно покататься по озеру на моторке (вместимость 6-10 человек)
Драксум Цо расположено в 6-7 часах езды от Лхасы и в паре часов езды от Баи. Сама дорога к озеру отворачивает с основной трассы (из Лхасы в Сычуань) в Бахеле (др. название – Намце), где есть несколько чайных, ресторанов и гестхаусов. От поворота до озера 40 километров езды по восхитительно красивой долине, в которой живут в деревушках оседлые тибетцы-земледельцы.
Въезд к озеру, как и ко многим другим озерам Тибета, платный (120 юаней). На дороге к озеру, не доезжая до озера около 4 километров, находится чекпоинт и касса парка (территория Драксум Цо стала национальным парком в 2002 году), здесь проверят ваши пермиты и продадут билет. Затем до самого озера можно доехать на парковом автобусе за 45 юаней (можно пройти пешком), вас высадят возле еще одного центра посетителей прямо над озером. Отсюда до монастыря Цодзонг можно уже дойти пешком.
Если получится попасть к озеру вечером – здесь красивый закатный свет и меньше людей (днем может быть немало китайский туристов). Но переночевать на озере не удастся, кемпинг запрещен, а гестхауса нет. Туристы, посещающие озеро, ночуют в городе Баи.
Недалеко от озера, примерно в 12 километрах от поворота с шоссе, дорога проходит мимо 12-сторонних каменных башен. Никто до сих пор точно не знает, зачем они были здесь построены – пустые и без входов. Местные тибетцы называют их дудкханг (дома демонов) и рассказывают легенды о царе Гесере.
На главном шоссе недалеко от Бахеля (7 км) стоит также довольно крупная группа развалин – Древний форт Шуба (秀巴千年古堡). Форт и наполовину разрушенные башни по легенде построены во время правления Сонгцена Гампо (7 век). Изначально было 7 таких замков, но два разрушились со временем. Три из оставшихся находятся во вполне неплохом состоянии, включая и Форт Шуба.
Посещение этих руин стоит 90 юаней, так что многие туристы просто доезжают до парковки и фотографируют их отсюда, чтобы сэкономить.