Площадь Дурбар является религиозным и культурно-историческим центром Катманду, а также Памятником Мирового Наследия с 1979 года. Именно в этой части города находятся самые впечатляющие архитектурные сооружения.
Площадь Дурбар представляет собой комплекс исторических зданий, дворцов, двориков, храмов, как буддистских, так и индуистских, которые были построены в 12 — 18 веках. На площади короновали Непальских королей и устраивали различные религиозные фестивали. Во время землетрясения в 1934 году многие архитектурные памятники были разрушены, после чего восстановлены.
Площадь Дурбар на самом деле включает в себя три смыкающихся площади. Сама Дурбар, со стороны которой находится вход во дворец Хануман Дхока и несколько храмов. С юга — площадь Басантапур, служившая ранее стойлом для королевских слонов, а сейчас вмещает множество сувенирных прилавков. Площадь Макхан Толе в северной части Дурбар когда-то была главной дорогой города. Она плавно перетекает в одноименную улицу, по которой вам будет любопытно погулять.
Достопримечательности площади Дурбар
Ашок Бинаяк — небольшой золочёный храм, один из четырех самых значимых храмов посвящённых Ганешу в долине Катманду. Постоянный поток паломников самостоятельно наносят себе тикку из специального дозатора, а затем звонят в колокольчики. Расположен храм на вершине Мару Толе, окруженный руинами бывших храмов. Точный возраст Ашок Бинаяка неизвестен, а вот его позолоченая крыша была установлена в 19 веке. Напротив храма установлена статуя ваханы Ганеша (ездовое животное).
Маджу Дэвал — храм Шивы, возведенный в 1690 году матерью Бхупатиндры Маллы, короля Бхактапура. После землетрясения в 2015 от храма осталась одна охристая девятиступенчатая платформа. Храм был известен своей резьбой по дереву, изображающей эротические сцены, а также внутри находился знаменитый Шивалингам. У храмовой лестницы, с восточной стороны, находился маленький храм Камы Дэвы — бога любви и желания.
Вход в храм Шива Парвати, расположенный в нескольких метрах от разрушенного Маджу Дэвала, охраняют каменные львы. Храм был построен в конце 18 века Бахадур Шахом, сыном Притви Нарайан Шаха. Белые изображения Шивы и его супруги видны из верхнего окна храма. В кирпичных стенах появились трещены, которые сдерживают скобами от разрушения.
Трайлокья Мохан Нараян — величественный 5-этажный храм-пагода, посвящённый Вишну (Нараяну), возвышался на площади перед дворцом богини Кумари. Храм был полностью разрушен землетрясением 2015 года. Единственное что уцелело — это статуя прекрасного Гаруды, преклонившего колени перед храмом, установленная супругой короля Притхвибендры Маллы вскоре после его смерти.
На стыке площадей Дурбар и Басантапур, напротив храма Трайлокья Мохан Нараян, находится трёх-этажное строение из красного кирпича с невероятно замысловатой, искусной резьбой на окнах. Это Кумари Бахал (дом живой богини Кумари). Здание было построено в стиле буддийских вихар в 1757 г. королём Джая Пракаш Маллой. Внутренние стороны здания образуют внутренний дворик, называемый Кумари Чоук. Окружённый великолепными резными балконами и окнами, двор является, возможно одним из самых красивых в Катманду, а может и во всем Непале. Вход в него открыт только для индуистов. За большими желтыми воротами, справа от Кумари Бахала, находится огромная колесница, на которой ежегодно во время проведения фестиваля Индра Ятра богиню Кумари провозят по городу.
Гаддхи Байтак — белое неоклассическое здание, построенное в 1908 г. в период правления династии Рана на восточной стороне площади Дурбар, использовалось как зал для государственных приёмов. Во время землетрясения оно утратило значительную часть своего элегантного фасада и запланировано на реконструкцию. Построенное как часть дворца Хануман Дхока в 1908 году, Гаддхи Байтак сильно контрастирует с традиционной непальской архитектурой, которая доминирует на площади. Говорят, что здание было создано по образцу Национальной галереи Лондона после визита премьер-министра Юнга Бахадура в Европу.
Храм Бхагвати, находящийся у северо-западного угла Гаддхи Байтака, был построен королём Джагатом Джайей Маллой как святилище бога Нараяны. Но в 1766 г. мурти (божество) было украдено. Через 2 года, после завоевания долины Катманду Притхви Нарайан Шахом, в храме было установлено изображение богини Бхагавати. В апреле каждого года изображение перевозят в долину Нувакот (65 км на север) и возвращают обратно через несколько дней. Храм является частью двора дворца Хануман Дхока. После землетрясения 2015 года храм сильно пострадал, но основная структура сохранилась. На первом этаже расположились многочисленные магазинчики, торгующие тибетскими тханками и неварскими паубхами (аналог тханки).
Храм Кришны восьмиугольной формы был построен королём Пратапом Маллой в 1648-49 годах, как считают, в ответ на великолепный храм Кришны в Патане, построенный королем Сиддхинарсингхом. Храм был разрушен во время землетрясения 2015 года. Внутри храма находились изображения Кришны и двух богинь, которые, согласно надписи на санскрите, были созданы по образу царя и двух его жен. Это место любят Садху, которые позируют на камеру.
Сето (Белый) Бхайрава
Ужасная маска-лицо Белого Бхайравы скрыта за решеткой в разрушенном землетрясением
павильоне напротив Колонны короля Пратапа Маллы. Огромная маска датируется 1794 г. — периодом правления Рана Бахадур Шаха, третьего короля династии Шах. Каждый сентябрь на несколько дней на праздник Индра Ятра открываются ворота, за которыми скрыта маска. В остальное время вы сможете увидеть маску, только заглянув через решетку. Во время Индры Ятры лицо Бхайрава покрывают цветами и рисом. Через ужасный рот разливается пиво в начале праздника, а мужчины борются за право выпить этот благословенный напиток.
Храм Джаганнатх, известный эротической резьбой на подпорках его крыши, является наистарейшим храмом в северной части площади Дурбар. Пратап Малла утверждал, что это он построил храм во время своего правления, но возможно, что возведение храма может относиться к 1563 году (правление Махендры Маллы). Храм имеет трехъярусную платформу и два этажа. С трех сторон есть двери, но открывают только центральную.
Кала (Черный) Бхайрава
За храмом Джаганнатх находится статуя Кала Бхайравы — шестирукого божества в ожерелье из человеческих черепов, растаптывающего своими ногами демона. Божество представляет разрушительную инкарнацию Шивы. Согласно существующему поверью, тот кто солжёт перед этой статуей, немедленно истечёт кровью. Датируется VI — VII в. н.э.
Храм Дегуталеджу — трёхэтажный храм-пагода, являющийся частью Хануман Дхоки, был построен королём Шивой Синг Маллой. Дегуталеджу — иное проявление богини Таледжу — покровительницы королевской династии Малла.
Храм Индрапур
Восточнее Кала Бхайравы стоит таинственный храм Индрапур, история появления которого неизвестна. Внутри храма находится лингам, который указывает на храм Шивы. С южной стороны стоит божество Гаруды, а название храма указывает на то, что он посвящён богу Индре. Внутри храма и на торане (фронтон над входными дверьми) нет никаких изображений, которые подсказали бы о происхождении храма. Недавно отреставрированный храм, возможно, является одним из древнейших культовых строений не только в долине Катманду, но и в Непале.
Храм Какешвар был построен в 1681, но множество раз подвергался реконструкции. В 1934 году после сильного землетрясения он был серьёзно повреждён. Храм соединяет в себе стиль Невари в нижней части и индийский стиль Шикхара в его верхней части. Вершина шпиля по форме напоминает сосуд для воды.
Храм Котилингешвар Махадев построен в 16 веке в период правления короля Махендры Маллы. Храм построен в стиле гумбадж, состоит из 3 уровней и увенчан куполом в виде колокола. Статуя быка с запада от храма указывает на то, что храм посвящен Шиве.
Махендрешвар — храм Шивы, находящийся в северном конце площади Дурбар, был построен в 1561 г. во время правления короля Махендра Малла. Храм стоит на широком двухуровневом цоколе. Над его шпилем возвышается золотой зонт. Перед храмом установлено маленькая статуя быка Нанди, а в северо-восточном углу — божество Кам Дэва (Камы).
Храм Таледжу — это самое великолепное строение, расположенное на северо-восточном краю площади, открытое только для индуистов в период ежегодного фестиваля Дасаин. Храм был воздвигнут в 1564 году королём Махендрой Маллой. Культ поклонения богине Таледжу Бхавани (покровительницы королевской династии Малла) пришёл в Непал из южной Индии. Также в её честь были построены храмы в Патане и Бхактапуре. Храм стоит на двенадцати-ступенчатом основании и возвышается более чем на 35 метров, господствуя над всей площадью Дурбар. Восьмая ступень образует стену вокруг храма, на которой возвышаются 12 миниатюрных храма. Внутри стены есть ещё 4 маленьких храма, с красиво украшенными вратами.
Великий колокол
Севернее храма Шива Парвати возвышается колокол, установленный в 1797 г. Рана Бахадур Шахом (сыном Притхви Нарайан Шаха). Звон колокола прогоняет злых духов, но его можно услышать только во время пуджи, проводимой в храме Дегуталеджу. Напротив Великого Колокола находится очень богато украшенный угловой балкон из великолепной меди и слоновой кости, откуда члены королевского двора могли наблюдать за праздничными мероприятиями, происходившими на площади Дурбар.
Колонна Короля Пратап Маллы
На площади Дурбар, заполненной голубями, возле храма Джаганнатх стоит каменная колонна известная как Пратап Дхваджа. На ней возвышается статуя знаменитого короля Пратап Маллы (1641-1674), сидящего со сложенными ладонями в окружении двух жён и пяти сыновей. Его взгляд направлен на личные покои, находящиеся на третьем этаже храма Дегуталеджу. Колонна была установлена в 1670 г. Пратап Маллой и являлась предшественницей подобных колонн в Патане и Бхактапуре.
Башня Басантапур (башня Катманду)
В южной части площади Басантапур над музеем Трибхуван возвышается когда-то девятиэтажная башня-пагода Басантапур (или башня Катманду). Деревянные подпорки вдоль фасада башни, поддерживающие её главную крышу, особенно те, которые смотрят на площадь Басантапур, украшены резьбой по дереву, изображающей эротические сцены. К сожалению, верхние ярусы обрушились во время землетрясения в 2015 году и сейчас башня закрыта для посетителей.
Фестивали
Помимо великолепных храмов и святынь, еще одной интересной достопримечательностью Дурбар является проведение различных фестивалей, во время которых жители города собираются на этой площади и отмечают свои вековые традиции.